На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авто - Мото - Новости

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Заболотин
    Спрос есть просто не хайповый у KGM. А теперь с новыми ценами вообще топ!Быстрейшие машины...
  • uriush59
    Интересно, чем таким неизведанным оснастят субару свою BRZ, чтобы она стала еще более дерзкой? И куда уж более, машин...Компания Subaru г...
  • Николай Калашников
    Работа мотора напоминала выхлоп очень древней старушки, мотор настройки практически не держал. Железо кузова сгничал...1994 ЗАЗ 968 «Зап...

«Радиоактивный» КрАЗ из Чернобыля

Умеренную дозу радиации мы получаем каждый год и от естественных источников вроде космического излучения, и с этим ничего не поделаешь. Другое дело зоны повышенной радиации, возникшие, скажем, после ядерных взрывов или техногенных катастроф. Но даже там иногда нужны автомобили — и советская промышленность, оказывается, даже выпускала мелкосерийный самосвал КрАЗ-256Б1-030, защищавший водителя от излучения.

Как же выглядела эта техника постапокалипсиса?

Умеренную дозу радиации мы получаем каждый год и от естественных источников вроде космического излучения, и с этим ничего не поделаешь. Другое дело зоны повышенной радиации, возникшие, скажем, после ядерных взрывов или техногенных катастроф. Но даже там иногда нужны автомобили — и советская промышленность, оказывается, даже выпускала мелкосерийный самосвал КрАЗ-256Б1-030, защищавший водителя от излучения. Как же выглядела эта техника постапокалипсиса?

Трагическая история аварии на Чернобыльской АЭС описана и экранизирована множество раз, а от драматичных кадров, как обычные солдаты чистят крышу энергоблока от радиоактивных обломков, становится не по себе и сейчас.

Тем не менее, весь этот зараженный мусор надо было еще и куда-то вывозить с территории станции. И обычные грузовики, даже самопально защищенные свинцовыми пластинами, для этого не подходили.

Для работы непосредственно в зоне катастрофы необходимо было подготовить специальную технику и это задание досталось инженерам завода КрАЗ.

КрАЗ-256Б1 выпускался с 1977 года

За основу решили взять самосвал КрАЗ-256Б1 — модернизированную версию 256-й модели середины семидесятых, а его доработкой занялись в экспериментальном цехе завода.

Там же в начале восьмидесятых, например, строили прототипы сочлененных КрАЗ-ЧР-3120 — с их помощью армия хотела попробовать заменить колесными машинами более дорогую гусеничную технику.

КрАЗ-ЧР-3120

В общем, опыт у мастеров был большой, но и задача нестандартная. В первую очередь, конечно, нужно было обеспечить защиту водителя. Для этого кабину решили заменить одиночной, герметичной капсулой, которая бы не пропускала радиацию.

Для этого стенки капсулы варили из двойных стальных листов, а между ними заливали свинец, который хорошо поглощает излучение. При этом самый толстый защитный слой свинца в три сантиметра был на полу, а самый тонкий на крыше — наибольший радиационный фон исходил от земли, где лежали обломки.

Толстые желтоватые стекла, которые могли защитить от радиации, имели размер всего 30 на 30 см, и перед водителем пришлось установить сразу два таких окошка в свинцовой раме.

А чтобы с них можно было беспроблемно смахивать грязь, поверх установили еще одно обычное стекло с одинарным пневматическим дворником. Хуже того: для первых экземпляров грузовика, получившего индекс 256Б1-030, специальных стекол не хватало, и их устанавливали только спереди.

В общем, условия работы обещали быть экстремальными во всех смыслах. Сперва просачиваешься внутрь кабины через маленькую дверку на правом боку капсулы. Устраиваешься в салоне, больше похожем на холодный, металлический сейф — систему отопления убрали.

Обзорность? Два желтоватых окошка спереди, а прямо перед ними на капоте два полусферических зеркала, чтобы хоть что-то увидеть по сторонам. Еще два зеркала были установлены на переднем бампере, чтобы увеличить угол обзора назад.

Из совсем экзотических особенностей: изнутри капсулы было невозможно выключить двигатель — только снаружи. Во время смены мотор молотил непрерывно. Если бы из-за случайной ошибки водителя двигатель снова не завелся, помочь ему уже никто бы не смог. Для пущей подстраховки на КрАЗ даже установили четыре аккумуляторной батареи.

С помощью них можно было обеспечить и бесперебойную работу фильтрующей системы ФВУА-100 — ее установили на крыше капсулы. Эти системы очистки воздуха можно видеть на российской военной технике и сегодня: устанавливаешь, например, такое устройство на кунг грузовика — и в нем можно жить и работать без защитного костюма даже во время химической атаки.

Одна часть ФВУА-100 засасывает воздух электровентилятором и прогоняет его через противопыльные кассеты, а другая часть оснащена фильтром-уловителем от отравляющих и бактериальных веществ, радиации. Капсулу даже попробовали спрятать под обычную кабину, чтобы не привлекать такой спецтехникой внимания к серьезности катастрофы, но габариты фильтрационной установки это сделать не позволили.

Впрочем, на этом проблемы инженеров КрАЗа не закончились. Масса свинцовой капсулы, например, превысила три тонны — столько весил целый шестиметровый правительственный лимузин ЗИЛ-114.

Хуже того: масса новой кабины не распределялась равномерно по осям грузовика, а перегружала левую часть рамы и передней подвески грузовика. Давление в передней левой шине тоже было повышенным и могло разбортировать колесо.

Проблему решали усилением левого лонжерона и левой рессоры, доработали сварочным аппаратом колесный диск, для повышения производительности повысили давление в гидроусилителе. Саму же капсулу поставили на отдельный подрамник и укрепили распорками.

Из-за экстренности ситуации работа шла буквально круглосуточно, но ходовые испытания и замеры в лаборатории показали, что автомобиль действительно способен защитить от радиации и даже неплохо справляется с бездорожьем.

Теперь каждый КрАЗ для Чернобыля сперва собирался на конвейере вместе с другими грузовиками, а потом отправлялся в экспериментальный цех, где его дорабатывали до версии 256Б1-030. После этого он незамедлительно отправлялся по железной дороге в Чернобыль, куда СССР в общей сложности направило 10 тысяч единиц разной техники, от банальных автобусов до ракетовозов МАЗ-537.

Обеззараживание грузовиков в зоне ликвидации аварии

Между сменами необычная кабина даже упрощала обеззараживание автомобиля от радиоактивной пыли. В общей сложности на месте Чернобыльской катастрофы работало 18 КрАЗов 256Б1-030, которые вывозили зараженные обломки и мусор из самой опасной зоны вокруг реактора.

И их после этого, увы, нельзя было с почестями препроводить в музей. Каждый свинцовый КрАЗ после выполнения задачи отправился в могильник на территории ЧАЭС, оставшись только на фотографиях.

Интересно, что сравнительно недавно история свинцовых КрАЗов невольно продолжилась на озере Карачай, которое с пятидесятых годов служило хранилищем радиоактивных отходов. Для консервации и засыпки озера тоже использовали кременчугские самосвалы с кабинами, защищенными свинцом. В этот раз спереди потяжелевшую кабину даже укрепляли распорками, чтобы ее не сорвало на ухабах и торможениях.

Теперь вы знаете, как в случае чего доработать свою машину. Нужно лишь где-то найти фильтрационную установку ФВУА-100, сварочный аппарат и три тонны свинца. /m

 

Ссылка на первоисточник
наверх