На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авто - Мото - Новости

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Заболотин
    Спрос есть просто не хайповый у KGM. А теперь с новыми ценами вообще топ!Быстрейшие машины...
  • uriush59
    Интересно, чем таким неизведанным оснастят субару свою BRZ, чтобы она стала еще более дерзкой? И куда уж более, машин...Компания Subaru г...
  • Николай Калашников
    Работа мотора напоминала выхлоп очень древней старушки, мотор настройки практически не держал. Железо кузова сгничал...1994 ЗАЗ 968 «Зап...

1000 километров по России на 54-летнем Москвиче

Проехать на гоночном Москвиче-408, подготовленном для Исторического ралли Монте-Карло от Москвы до Тольятти? Конечно да! Какие тут могут быть подводные камни... Ну вообще-то довольно крупные! Автомобиль 1968 года без кондиционера, усилителя руля и заднего сиденья строили отнюдь не для дальних вояжей.

Одним своим видом об этом выразительно говорят спортивные кресла-ковши Sparco. Кстати, оказаться в них можно только перебравшись через каркас безопасности. И что бы мы себе ни представляли, поездка всё равно оказалась совершенно иной.

Мы стартовали от фирменного техцентра Cupper. Именно здесь настраивают и обслуживают оба «четыреста восьмых» Москвича, подготовленных для Исторического ралли Монте-Карло. Российская компания «Куппер» разрабатывает и производит смазочные материалы под маркой [Cupper](https://cupper-shop.ru/) на основе солей меди. В том числе моторные и трансмиссионные масла — разумеется, оба Москвича поедут именно на них.
В бронзово-черных ливреях «Москвичи» выглядят бесподобно. Даже в свидетельстве о регистрации написано: цвет — медно-черный. Современные колесные диски выглядят аляповато, но всё же добавляют боевитости и ощущения гоночной романтики. Автомобили строил известный гонщик и инженер Алексей Васильев. Это придаёт уверенности: он точно знал, что делает, тем более, что с Историческим ралли Монте-Карло он знаком не по наслышке. О Волгах, подготовленных для знаменитых гонок, [мы уже рассказывали](https://motor.ru/reports/volgiprotivmini.htm).
Заявиться на Историческое ралли Монте-Карло могут только автомобили тех моделей, которые выходили на старт во времена классической эпохи, с 1955 по 1980 год.
И советские гонщики на Москвичах участвовали в ралли Монте-Карло — в 1964 и 1965 годах. Но на модели 403. А за возможность выступить на «четыреста восьмых» стоит благодарить шведов, которые попытали счастья в 1966-м. Правда, наград не завоевали.
Мы едем на Москвиче с бортовым номером 235 — он в гонке не участвовал. В Монте-Карло отправился автомобиль с цифрмами 234 на борту. Экипаж наших коллег, журналистов Владмира Мельникова (Авторевю) и Никты Гудкова (За рулем) на спецучастках показывал очень хороший темп, но финишировать помешала поломка двигателя. Кстати, двигатели здесь родные, москвичевские «четыреста двенадцатые».
Заводской мотор объемом 1,5 л расточили 2,2 литра. Мощность — около 160 л.с. Систему охлаждения оставили штатную, а всё, что позволяет регламент, заменили. Например, впускной коллектор здесь «равнодлинный», как и сварной выпускной. За топливную смесь отвечают два горизонтальных карбюратора Weber с синхронным тросовым приводом (сам трос двойной для повышения надежности).
Тормоза спереди дисковые четырехпоршневые, сзади — дисковые с плавающей скобой. Колея расширена за счет проставок. Задняя подвеска, как и у стандартной модели, рессорная.
Первые километры пути за МКАД принесли... облегчение. Москвич оказался дружелюбнее, чем мы ожидали. Я не был близко знаком с АЗЛК шестидесятых, и в голове вертелись дурацкие вопросы: а рычаг коробки передач часом не на руле? А синхронизированы все передачи? Ответ уверенно перечеркнул все сомнения: на нашем «четыреста восьмом» стоит современная 6-ступенчатая коробка от BMW. Привод сцепления вполне «гражданский», скорости переключаются четко. Гора с плеч!
За два дня нам предстоит преодолеть около тысячи километров. На современном автомобиле, да еще и с двумя водителями такое расстояние по федеральной трассе без героизма проезжается и за день, но у нас все-таки автомобили 1966 и 1968 года, поэтому режим выбрали щадящий — и для техники, и для себя. Москвичи отправляются на свою новую базу в Тольятти, где их будут готовить к дальнейшим гонкам. Надеюсь, им еще доведется вернуться в Монте-Карло.
Пасмурная дождливая погода несет в себе по крайней мере один плюс: страдать от отсутствия кондиционера мы не будем.
В салоне чувствуется запах бензина, а в дождь стекла запотевают. Поэтому мы держим боковые окна приоткрытыми. Треугольные форточки показали себя не очень функциональным решением, и мы игнорируем их, как и поколения советских автовладельцев до нас. Удивительно, но приоткрытые окна не вызывают дискомфорта — на шумовой фон они уже принципиально повлиять не могут.
Приятное открытие — это плавность хода. На ходу Москвич напоминает рамный внедорожник с высокопрофильными шинами — он с равным успехом игнорирует изъяны дорожного полотна и управляющие действия водителя. Рулить получается как-то... приблизительно, и с ростом скорости это меняется мало — нужно просто привыкнуть.
Выхлоп наших гоночных Москвичей едва ли громче штатного. Огромная труба и неистовое бу-бу-бу — вовсе не обязательный атрибут спортивной машины, даже если многим кажется обратное. Тем не менее в салоне двигатель солирует, не давая ветру и шинам себя перекричать. И это тот самый звук! Если вы когда-нибудь слышали Москвич, уже ни с чем его не спутаете.
Одна из задач штурмана — поправлять зеркала. На большой скорости набегающий поток воздуха постепенно поворачивает их на шарнире. Обзор в них так себе, поэтому в салоне висит панорамное зеркало. Тонкие стойки Москвича практически не мешают обзорности.
Географически наш путь очень прост: всё время прямо по трассе М5 через Рязань, Пензу и Сызрань. Москвичи легко держат темп потока, обгонять не приходится, пока в каждом на правлении дорога имеет по две полосы. Покрытие свежее, с четкой разметкой и без колеи
Понятные российскому человеку ценности в шаговой доступности друг от друга
На заправке «Москвичи» заинтересованно разглядывает седоусый мужчина в офисной черной рубашке в синюю полоску, заправленной в красные шорты с белыми пальмами. «Это как называется?» — решается он завести разговор, будто не вполне доверяя глазам — «Это ведь Москвич, да?». С готовностью подтверждаем. «Получается, уже начали собирать?» — удивляется собеседник. Объясняем, что это машина 1968 года, просто подготовленная для гонок. На лице мужчины появляется улыбка облегчения.
Штатная заливная горловина у Москвичей до модели 2140 включительно пряталась за номерным знаком. Не открыв багажник, заправить машину было невозможно.
Сейчас — та же история. Только 68-литровый бак вместе с горловиной теперь в багажнике. В глубине видны два спортивных топливных насоса Facet. Два — потому что один из них просто запасной. И переключаться между ними в случае чего можно тумблером на передней панели. Гоночные Москвичи потребляют (умеренно) 98-й или 100-й бензин — какой найдется. На протяжении всего пути проблемы с высокооктановым топливом не было — на крупных сетевых заправках оно всегда находилось.
Говорят, максимальная скорость этих «четыреста восьмых» превышает 170 км/ч с данными передаточными числами. И сомнений в этом нет. Мы же легко держим крейсерские 110. Обороты — около трех тысяч.
Интерьер Москвича — образец лаконичности, и деликатная гоночная подготовка не бросается в глаза. Регулировать тут особо нечего... И ни одного экрана!
В салоне нет ничего такого, что введет в замешательство современного водителя. Но удивить может. Обратите внимание, как включаются фары и как задействуется омыватель лобового стекла. Справа от кнопки запуска двигателя — тумблер переключения между топливными насосами.
Главная среди систем безопасности гоночных Москвичей — каркас с омологацией FIA
Спортивный руль Nardi приятно лежит в руках. Конечно, на месте баранка еле вращается, но это ожидаемо — тех, кто ездил на классических Жигулях, усилие на руле едва ли смутит.
От стареньких дворников мы не могли требовать многого. На остановках протирали неочищенные зоны, но обзорность Москвича не требует даже этого
Ковши Sparco оказались на удивление комфортными. К четырехточечным ремням безопасности тоже не пришлось долго привыкать
На много километров от Москвы простирается равнинный край полей. С инфраструктурой вдоль шоссе всё неплохо: есть и кафе, и гостиницы. Считается, что хорошо там, где останавливаются дальнобойщики — они всё знают и делятся друг с другом рекомендациями.
Впрочем, выглядят эти заведения порой неприглядно... Но тут, заметьте, и грузовиков на парковке не видно.
Отправляем фотографии в редакцию. Коллеги видят надпись «Едем на масле Cupper» и по-своему трактуют строчку «Едем на масле»: мол, кто теперь станет спорить, что Москвич — это масл. Muscle car, то есть. Еще бы, с таким табуном под капотом...
Быстро убеждаюсь, что наши коллеги по пробегу, экипаж компании Cupper, уступили нам лучшую машину. Внимательные читатели уже заметили, что у второго Москвича нет правого зеркала. Да и карбюраторы у нас работали безупречно — повезло: гоночный Weber в дороге не настроишь. Ах да, нашей 235-й машине достались ещё и летние шины, а 234-я — на зимних, тех же, на которых штурмовала заснеженные серпантины Франции.
На протяжении всего пути мы видели дорожное строительство. И чаще это была не банальная замена асфальта, а расширение дороги: на многих участках появляются обгонные полосы, особенно на подъемах.
Раньше на этом участке дымящие фуры собирали за собой длинные хвосты легковушек. Теперь на подъем идут две полосы
Сало, унты, матрешки, шахматы, нарды. Республика Мордовия предлагает лучшее своим гостям.
Встретить Москвич на дороге сегодня целое событие. И всё же за два дня нам попались два «четыреста двенадцатых». А еще большое количество больших пальцев вверх — наши «медные» седаны привлекали внимание буквально везде.
В первый день мы спокойно доехали до Пензы. Это чуть больше 600 километров от Москвы. Такое расстояние далось нам сравнительно легко, машине тоже. Бака бензина хватает приблизительно на 500 километров.
Проезжаем через центр города и возвращаемся на М5...
...и вновь под колесами десятки километров свежего асфальта, еще даже без разметки. Направления разделены отбойником.
Раллийное штурманское оборудование — спутниковое. Но оно не поможет нам ориентироваться — устройство служит для обеспечения максимальной точности движения на ралли: до метра или десятой доли секунды. Мы же едем по обычному навигатору на смартфоне — для зарядки гаджетов на панель вывели три 12-вольтовых гнезда. Спутниковая навигация заменяет нам и спидометр. По нашему опыту для поездок по России отлично подходит Яндекс.Навигатор — его карты точные и подробные, а сведения о пробках и камерах — оперативные. Несколько раз в пути приложение предупреждало даже о мобильных засадах.
Огромный дорожный просвет Москвича позволил легко съезжать в поля для фотосессий и не бояться колеи. А вот влажный чернозем оказался коварным покрытием: он мгновенно забил протектор (и, отлетая, долго барабанил по аркам) и налип на обувь — да так, что отчистить её удалось только дома.
Кажется, что у машины с номером 235 не закрыты обе правые двери. На самом деле задняя закрыта. А вот передней действительно недостаточно сильно хлопнули. С замками Москвича церемониться не стоит: они понимают лишь грубую силу, и не всегда с первого раза.
Не уверен, что дизайнеры (вернее, художники-конструкторы!) «четыреста восьмого» предполагали, что эта линия крыши и остекление доживут до 1988 года, перейдя на модель 2140. Тем не менее пропорции и основные линии москвичевского силуэта так хороши и выверены, что смотреть на них приятно и сегодня, когда контуры классических Жигулей уже не возбуждают интереса.
При съемках этих кадров никакие зерновые культуры не пострадали
Не знаю, можно ли считать нашу поездку путешествием, ведь посмотреть что-то получалось лишь из окна машины. Но и это интересно. Когда еще городскому жителю доведется увидеть систему автоматического полива в действии...
Всё, что встречается в дороге, хочется описать словами «колоритно» и «фактурно». Но, увы, не «восхитительно» или «заманчиво».
Передвижные камеры скорости, которые в народе быстро окрестили треногами, в Подмосковье уже не встречаются. А вот в регионах желающих заработать в компании с государством ожидаемо много — и они пользуются возможностью, пока местное законодательство позволяет.
Последние десятки километров сливаются в один затяжной прыжок. Сызрань лишь задеваем по касательной.
А вот и Тольятти. Благополучно добрались. В городе Жигулей и Лад на Москвичи смотрят с еще большим вниманием, чем в других местах. Чаще уважительно. Первое и последнее за поездку общение с гаишниками — в считанных километрах от финиша. Остановили, разумеется, из любопытства.

Проехать на гоночном Москвиче-408, подготовленном для Исторического ралли Монте-Карло от Москвы до Тольятти? Конечно да! Какие тут могут быть подводные камни... Ну вообще-то довольно крупные! Автомобиль 1968 года без кондиционера, усилителя руля и заднего сиденья строили отнюдь не для дальних вояжей. Одним своим видом об этом выразительно говорят спортивные кресла-ковши Sparco. Кстати, оказаться в них можно только перебравшись через каркас безопасности. И что бы мы себе ни представляли, поездка всё равно оказалась совершенно иной.

 

Ссылка на первоисточник
наверх