Шелковая изнанка: чем живут производители автомобилей из пятого рейтинг-теста Авторевю
[{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/FP8SP7UG5E.jpg","alt":"","loaded":true}]}},{"type":"announce","attr":{},"content":"Тревожные новости о китайских автопроизводителях HiPhi, Aiways, Weltmeister и Neta рождают закономерный вопрос: если у этих компаний обнаружились такие дыры в карманах, то, может, и другие скрывают что-то сомнительное?
Где гарантия, что не нарвешься на Лжетур или Префейк? Давайте вспомним, кто выпускает автомобили, добравшиеся до финала рейтинг-теста, и на чем держатся красивые фасады этих брендов."},{"type":"text-block","attr":{},"content":"«Сервис!»
Вот, опять послышалось. На самом деле виртуальный диктор в салоне гибрида M5 при каждом запуске машины не на техобслуживание зовет, а оглашает имя бренда — Seres. В переводе с греческого «Серика» — это «страна шелка», а сересы — народ, который населял земли Северного Китая.
Современные Сересы не из шелка, а из стали. Это гибриды и электромобили, которые выпускает Seres Group — небольшой, масштабом с АВТОВАЗ, автопроизводитель из Чунцина. В 2024 году было продано 427 тысяч машин.
Автомобили под брендом Seres появились только в 2019 году, но на самом деле компания работает с 1986-го, когда на волне поощрения компартией частного предпринимательства 23-летний Синхай Чжан запустил собственный завод по производству пружин разного назначения. Сегодня семья Чжана с состоянием 3,6 млрд долларов занимает 961-ю строчку в глобальном списке Forbes.
По мере роста пружинная фабрика добавляла в свое портфолио сначала амортизаторы, потом мотоциклы и, наконец, в 2005 году — фургончики. В Китае это золотое дно. Их делали вместе с госконцерном Dongfeng на основе лицензий Suzuki, но с ноздрями на носу, как у BMW. Компания после этого стала называться Chongqing Sokon Industry Group.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/FiUn4I8H1o.jpg","alt":"","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Так и продолжалось, пока в 2016 году семья Чжан не принялась скупать электромобильные стартапы и приглашать зарубежных специалистов, включая сооснователя Теслы Мартина Эберхарда. Через три года на рынок вышел кроссовер Seres SF5. Примерно тогда же автобизнес Чжанов перестал зарабатывать деньги и начал их терять.
C 2020-го до весны 2024-го в финансовой отчетности краснели сплошные убытки. Не помогал ни выход новых моделей, ни партнерство с компанией Huawei в 2021 году для создания совместного бренда Aito. Ни тем более локальная сборка в России: липецкий Evolute i-Jet — это электрический SF5 без электроники Huawei. В 2022 году Seres выпустил 130 тысяч машин, а в 2023-м — чуть больше 100 тысяч.
Все могло закончиться уже в апреле 2024 года, после того как в провинции Шаньси кроссовер Aito M7 на скорости 115 км/ч врезался в коммунальный грузовик и загорелся, погубив семью из троих человек. Экспертиза показала, что система автоматического торможения способна работать только на скорости до 85 км/ч, а двери с выдвижными ручками не позволили открыть машину снаружи. Не все стартапы переживают такой «пиар».
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/Z1xXJJEuN8.jpg","alt":"Прошлым летом завод компании Seres выпустил 400-тысячный автомобиль под брендом Aito. На это ушло менее трех лет. Юбилейным экземпляром стал наиболее свежий кроссовер Aito М9, который закончил 2024 год с результатом 197 тысяч выпущенных машин","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Но вместо коллапса Seres воспрянул. Помогли новые налоговые льготы и субсидии на трейд-ин в пользу NEV-транспорта (то есть подзаряжаемых гибридов и электромобилей). Они заработали в начале 2024 года для оживления спроса. Гибриды Seres/Aito удачно попали в ценовые рамки программы, и за первые девять месяцев 2024 года было продано уже 353 тысячи машин! Это больше, чем осилили Zeekr, Xpeng, Nio и Voyah. Правда, немолодой Seres/Aito М5 в Китае уже почти не пользуется спросом (примерно 40 тысяч машин в 2024 году), зато новый Aito M9 в ноябре стал самым востребованным люкс-кроссовером в Китае (в России он должен появиться весной)! А Seres Group по итогам 2024 года обещает впервые за долгое время стать прибыльным автопроизводителем: прогнозы сулят «плюс» на полмиллиарда долларов.
И это большой успех, ведь если верить инсайдерским оценкам, то среди китайских производителей NEV-транспорта только BYD, Li Auto, а теперь и Seres могут похвастать финансовым здоровьем. Остальные выезжают на дотациях родительских брендов. Или не выезжают.
Свежайший пример — Jiyue Auto. Если маленький Seres вооружился партнерством с производителем электроники Huawei и выиграл, то гигантский холдинг Geely скооперировался с поисковым гегемоном Baidu — и проиграл. В декабре стало известно, что их СП под названием Jiyue ждет заморозка проектов и увольнения: выделенные деньги закончились после того, как удалось продать всего 14 тысяч электромобилей.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/cjl48bMXxz.jpg","alt":"Международную «витрину» Geely во время последней выставки во Франкфурте заполняли незнакомые нам электромобили на платформе GEA (более массовая вариация платформы SEA подразделения Zeekr). Седан Galaxy E8, моноприводный кроссовер Galaxy E5 и хэтчбек Xingyuan нацелены на конкуренцию с брендом BYD","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Хотя у материнского концерна Geely все хорошо. Мы не раз замечали, что на ходу Geely напоминает Volkswagen. Так вот по размаху бизнеса — тоже. Помимо Volvo, в гравитационном поле этой компании находятся Polestar, Geometry, Maple, Livan, Zeekr, Lynk & Co, Lotus, Proton, LEVC, Radar (электропикапы) и Farizon (коммерческий транспорт). А с недавних пор еще smart (в рамках СП с Мерседесом) и Renault (есть моторное СП, а новый корейский Grand Koleos сделан на основе Monjaro).
Но вот что интересно: почти все дочерние бренды Geely существуют во имя электромобилизации, но пока даже в складчину не могут соперничать с BYD. В домашнем NEV-сегменте доля всех брендов Geely составляет почти 8%, тогда как BYD держит 34,5%.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/LhlsNpGmw2.jpg","alt":"Шестая модель марки Zeekr — минивэн Mix на «очеловеченной» версии платформы SEA-M для беспилотного гугловского проекта Waymo","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Исполнительный директор Geely недавно признал, что ради прибыльности бизнеса Geely необходимо продолжать выпуск автомобилей с ДВС. Они пока кормят весь остальной бизнес. Да так кормят, что хватает на любые электрические эксперименты. Чистая прибыль материнского подразделения Geely Auto за год выросла вдвое — почти до 2,5 млрд долларов.
Из 2,17 млн автомобилей Geely, Lynk & Co и Zeekr, которые проданы в 2024 году по всему миру, почти 1,3 млн обеспечивают модели с традиционными двигателями: кроссоверы Monjaro, Coolray и Atlas, а также седаны Emgrand и Preface. Экспорт тоже в основном на них, а это примерно 420 тысяч машин в год. Правда, наш Preface в Китае не звезда, он там известен с 2020 года и довольствуется статусом середняка (около 160 тысяч штук в год), да и новый Atlas не блещет (140 тысяч).
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/7ZVqvhqUW6.jpg","alt":"По заявлению Chery, за 15 месяцев с момента запуска модели Jetour T2 во всем мире удалось продать примерно 150 тысяч таких кроссоверов. Общие результаты бренда Jetour за 2024 год выросли почти вдвое и превысили 550 тысяч машин","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Похожая ситуация и у концерна Chery, который по объему продаж опережает Geely: 2,6 млн машин в ушедшем году. Правда, госкомпания Chery не публикует подробную финансовую отчетность. Но из общей статистики понятно, что фундаментом экономической модели тоже являются традиционные кроссоверы Tiggo 8, Tiggo 7 и Tiggo 4 (в Китае это Tiggo 5X), а также седаны Arrizo 8. Бренд Jaecoo? Его в Китае вообще нет, а наши кроссоверы J7 и J8 там продаются как Chery Explore 06 и Chery Tiggo 9, однако показывают невыдающуюся статистику: минимальные продажи по 20—30 тысяч машин в год.
А вот Jetour T2, наоборот, бодро стартовал в 2023 году, а в 2024-м помог своему бренду нарастить сбыт на 75% и сейчас входит в полтора десятка самых популярных кроссоверов с ДВС в Китае.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/wU6iLoqsHq.jpg","alt":"Почти как Т2, только Т1: осенью в Китае вышел на рынок новый младший Jetour на той же платформе с колесной базой от Т2, но с более коротким, узким и низким кузовом. На выбор есть турбомоторы 1.5 и 2.0, а также гибридная система. В России Т1 появится весной","loaded":true},{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/uUgP6HDEmf.jpg","alt":"Почти как Т2, только Т1: осенью в Китае вышел на рынок новый младший Jetour на той же платформе с колесной базой от Т2, но с более коротким, узким и низким кузовом. На выбор есть турбомоторы 1.5 и 2.0, а также гибридная система. В России Т1 появится весной","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Кстати, а где в этом рейтинге Haval? Ведь модель H6 еще недавно котировалась как самый продаваемый кроссовер в Китае. Оказывается, это было давно. Компания Great Wall Motor с тех пор сильно трансформировалась и сегодня делает ставку не на массовые модели, а на премиум-сегмент. Это один из немногих автопроизводителей, у кого продажи на внутреннем рынке упали или просто не выросли. Причина в том, что GWM отказалась участвовать в ценовой войне за покупателей и давать скидки, а кроме того, с трудом вписалась в госпрограммы стимулирования спроса, ведь пока в линейке кроссоверов и внедорожников Haval гибридомобилей не так много. Результат налицо: продажи остались на прежнем уровне (1,23 млн в 2023 и 2024 годах), прибыль сократилась примерно на 10%, но это все равно около полумиллиарда долларов.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/uQiMowWrPr.jpg","alt":"Great Wall выпускает технику под шестью брендами — от восьмицилиндровых мотоциклов Souo до электромобилей Ora","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"К тому же, как уверяет сама компания Great Wall, в полтора раза вырос экспорт: по итогам года он составил 453 тысячи автомобилей. А на этом GWM всегда умела хорошо зарабатывать. Правда, в то же самое время компания перенесла с 2025 на 2030 год срок достижения цели — продать миллион машин на экспорт.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/IwCnTLSHwQ.jpg","alt":"Great Wall называет себя первым китайским производителем, наладившим полноценный выпуск электромобилей за рубежом: пионером стал хэтчбек Ora 03 на бывшем заводе GM в Таиланде. Правда, в других регионах успехи скромнее: летом из-за новых тарифов и низких продаж была закрыта европейская штаб-квартира GWM","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Как хорошо заметно и по стратегии в России, GWM стремится к удорожанию брендов. Пока в Китае бестселлерами остаются демократичные Haval H6 и Dargo (примерно по 150 тысяч машин в год), но Tank 300 уже сопоставим с ними по уровню спроса, а гибридные кроссоверы Wey должны привлечь NEV-аудиторию. Вот только наши финалисты H3, F7 и H9 вряд ли имеют шанс стать бестселлерами на родине: для Китая они слишком строги и традиционны, поэтому продаются вяло.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/9Hyvqhzaep.jpg","alt":"Зеленые номера — признак электрификации и пропуск в государственные программы поддержки спроса. Семиместный гибридный кроссовер Wey Lanshan (он же Wey 07) считается главным козырем GWM в NEV-сегменте","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"У концерна GAC тоже положение как бы на распутье. Вроде бы один из самых крупных автоконцернов КНР, но продажи автомобилей за год лишь символически превысили отметку 2 млн, упав на 20%. Больше половины — это Тойоты и Хонды, выпущенные в рамках совместных предприятий. А среди дюжины собственных моделей нет выраженных национальных бестселлеров. Продажи в течение 2024 года то падали, то поднимались. В результате GAC начал отставать от рынка. Самая популярная собственная модель — это как раз наш GS3, который в отчете о продажах может похвалиться лишь 90 тысячами машин в год. На экспорт в сумме компания отправила в ушедшем году совсем немного — чуть больше 120 тысяч автомобилей.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/blz9P33KEK.jpg","alt":"Новый гибридный кроссовер GAC S7 меньше, чем известный у нас GS8, зато обещает очередную перемену фирменного стиля (а-ля китайский Range Rover) и начинку по образу автомобилей Li — c последовательной гибридной установкой","loaded":true},{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/EPjmN4HcyS.jpg","alt":"Истинным флагманом всей гаммы концерна GAC должен стать люксовый симбиоз кроссовера и минивэна под отдельным брендом Hyper — это модель HL. Обещаны трехрядный VIP-салон и выбор между гибридом и чистым электромобилем с батареей на 108 кВт·ч","loaded":true},{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/TmyP76d1d8.jpg","alt":"Массовые электромобили GAC делает под маркой Aion. Последняя новинка — демократичный хэтчбек Aion UT c литий-железо-фосфатными батареями. Ему предстоит доказать, что не только BYD может делать массовые электромобили за 100 тысяч юаней","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Но уже готов план, чтобы исправить ситуацию. В ноябре были показаны новые электромобили и гибриды под брендами GAC, Aion и Hyper, подготовлены новые линейки электромобилей Toyota и Honda, разработанные специально для КНР. И хотя в России они не появятся, мы запомним, что у скромного в наших глазах бренда GAC тоже есть интересная внутренняя сторона.
"},{"type":"images","attr":{"images":[{"src":"https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177743/7BPszNZJBf.jpg","alt":"","loaded":true}]}},{"type":"text-block","attr":{},"content":"Благодарим партнера рейтинг-теста Авторевю — шинную компанию Ikon Tyres.
"}]
Свежие комментарии