На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авто - Мото - Новости

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • uriush59
    Интересно, чем таким неизведанным оснастят субару свою BRZ, чтобы она стала еще более дерзкой? И куда уж более, машин...Компания Subaru г...
  • Николай Калашников
    Работа мотора напоминала выхлоп очень древней старушки, мотор настройки практически не держал. Железо кузова сгничал...1994 ЗАЗ 968 «Зап...
  • Герасим
    Клубный сервис сомнительный разборщик в последнее время, а вот гранд витара да, машина неубиваемая, едет хорошо по лю...Внедорожники до м...

Автомузей в автобусном парке

Обычно музеи выглядят иначе. И тем не менее, одна из самых интересных коллекций транспорта в Санкт-Петербурге расположена на территории действующего автобусного парка. В ней есть и легковые автомобили, но о них в следующий раз. А в этой галерее мы расскажем о грузовиках и автобусах, судьба многих из которых удивительна и напоминает истории чудесного спасения.

У этого музея нет парадного входа. Посетить его можно только предварительно [записавшись](https://busmuseum.ru/) на экскурсию: их три в день, и работает музей три дня в неделю. Посетителей встречают у проходной со стороны Расстанного переулка. В коллекции экспозиционно-просветительского центра (так себя официально называет музей) около 100 единиц техники. Если учесть, что это и мотоциклы, и легковые автомобили, и автобусы, и грузовики, станет понятно: экспозиция не охватывает всё, что было в СССР. Но важнейшие вехи транспортной индустрии проследить можно.
Motor.ru
И даже увидеть начало пути: перед нами первый советский грузовик АМО-Ф-15. Сокращение АМО — это Автомобильное московское общество, которое позже станет заводом ЗИЛ. Оно было основано незадолго до революции, в 1916 году, и выпускало итальянские грузовики FIAT 15 Ter. Вот и АМО-Ф-15 представляет собой доработанный советскими инженерами фиатовский грузовик. Первые экземпляры собрали в 1924-м. Красный цвет, конечно, не подразумевался массовым — предсерийную партию из 10 машин сначала представили на Красной площади, а потом отправили в испытательный пробег. Самый удивительный факт об этой машине: перед нами не реплика, а один из трех сохранившихся экземпляров АМО-Ф-15 — из коллекции ЗИЛа!
Motor.ru
Цельное стальное колесо без деревянных спиц — новаторское для 1910-х годов решение, которое перекочевало с фиатовских грузовиков на советские АМО-Ф-15. Эти колеса и сегодня выглядят очень эстетично. В движение первый советский грузовик приводил бензиновый мотор объемом 4,4 л, а мощность в 35 лошадиных сил достигалась при 1400 об/мин.
Motor.ru
Автобус ГАЗ-03-30 построен на шасси грузовика ГАЗ-АА. Их тоже выпускали в Нижнем Новгороде (на тот момент Горьком) — на Горьковском автобусном заводе, куда шасси приходили с ГАЗа. Автобусы на шасси грузовиков были обычным делом вплоть до 1940-х годов. Кузов — деревянный каркас, обитый жестью, на крыше — окрашенный брезент. Удобными такие машины не были: нет печки, уплотнителей дверей и окон, единственная дверь, очень узкий проход… Зато дешево и сердито. Автобусов стране всегда не хватало. И тут было не до динамики: 50-сильная 3,3-литровая бензиновая «четверка» разгоняла машину максимум до 65 км/ч. Серия ГАЗ-03 удивительно долго продержалась в производстве: с 1933-го по 1950-й.
Motor.ru
Московский завод ЗИС (уже не АМО, еще не ЗИЛ) тоже выпускал автобусы. Модель ЗИС-8 на головном предприятии производили всего три года: с 1934-го по 1936-й (сделали 547 экземпляров). Но такие же автобусы собирали на нескольких авторемонтных предприятиях в разных городах, порой даже без полной документации. В основе ЗИС-8 удлиненная рама от трехтонного грузовика ЗИС-5. Вместимость чуть больше, чем у ГАЗ-03-30 (21 место для сидения против 17), но уровень комфорта (вернее, дискомфорта) примерно тот же. А динамика еще хуже: 6-цилиндровый мотор объемом 5,6 литра развивал 73 л.с., но разгонял автобус лишь до 60 км/ч.
Motor.ru
ЗИС-154 выпускали с 1946 года. Казалось бы, не намного позже, но это очевидно машина другой эпохи. Если неказистые автобусы на шасси грузовиков могли быть и служебными, и штабными, и санитарными, и рейсовыми, то перед нами определенно автобус для городских маршрутов. И если самые богатые дома советской эпохи называют сталинскими, мы предлагаем распространить это название и на автобусы: ЗИС-154 — это имперский стиль в самом расцвете! Невиданная эстетическая роскошь для послевоенных времен, с явным влиянием ар-деко и стримлайна (и, как говорят, конкретно американских автобусов Yellow Coach).
Motor.ru
Этот экземпляр когда-то превратили в сарай, но всё же передали музею. Сохранилось очень мало ЗИС-154. Их век был недолог, возможно, из-за сложной и прогрессивной конструкции. Это уже заднемоторный транспорт с несущим кузовом (насколько этот термин применим для автобуса), но главное — его силовая установка представляла собой дизель-электрический гибрид! Электромотор позволял дозировать тягу плавно и точно, а заодно убирал необходимость в коробке передач.
Motor.ru
Следующая попытка — ЗИС-155, который выпускался с 1949 по 1957 годы (с 1956-го вместе с заводом переименован в ЗИЛ). Он тоже очень красив, но чуть поменьше, да и по технике сделан более приземленным: двигатель спереди, бензиновый, без электрического довеска. Этот автобус действительно наполнил советские города, и даже некоторые междугородные маршруты (выпустили почти 22 тысячи машин!). Впрочем, быстро стало понятно, что для дальних расстояний нужно что-то иное.
Motor.ru
ЗИС-155 — это 8 метров красоты на заклёпках. Недостатков тоже хватало: слишком высокие подножки, слабое отопление салона, загазованность кабины водителя, трудоёмкое обслуживание, необходимость частой смены передач — все эти проблемы были известны разработчикам, но ЗИС-155 должен был стать переходной моделью, а не продержаться в производстве 8 лет...
Motor.ru
ЗИЛ-127 — первый советский междугородный автобус. Его производство началось в 1955 году, когда завод еще назывался ЗИС. В междугороднем сообщении тогда использовались городские автобусы ЗИС-155, не приспособленные для дальних маршрутов. В конце 1940-х годов группа советских инженеров посетила США, где была наиболее развитая сеть междугородных автобусных маршрутов. Специалисты ЗИС изучили опыт фирмы Pacific Greyhound, и уже в начале 1953-го отправили на испытания первые машины. По результатам тестов маломощный бензиновый двигатель заменили рядным 6-цилиндровым дизелем ЯА3-206Д на 180 л.с.
Motor.ru
В 1955 году началось серийное производство модели 127, а в 1956-м именно 127-й открыл движение по маршруту Ленинград – Таллин. ЗИЛ также ходил из Москвы в Ленинград, Минск и Ригу, а из Ленинграда в Псков и другие города. Всего в автобусе было 32 сидячих места. Кресла с оригинальными подголовниками интересны механизмом раскладывания: если отклонить спинку, сиденье сдвигается вперёд и таким образом становится больше.
Motor.ru
ЗИЛ 127 получил прозвище «король дорог», но не успел стать массовым. В начале 1960-х СССР присоединился к Международной конвенции по дорожному движению, по которой транспортное средство не может быть шире 2,5 м. ЗИЛ-127 превосходил этот параметр на 18 см. Кроме того, автобус, по мнению Никиты Хрущева, выглядел слишком американским, что генсеку не нравилось. За шесть лет успели построить всего 851 экземпляр. Сохранилось, предположительно, 4 экземпляра. Сегодня этот ЗИЛ-127 — сложнейший и самый дорогой проект реставрации автобуса в России.
Motor.ru
Венгерский Ikarus 55.14 Lux получил призы на автосалонах в Женеве и Париже... в 1954 году. Легко представить, что это более поздняя модель, поскольку автобус получился весьма прогрессивным — и продержался в производстве до 1972 года. Правда, до наших дней в разных странах сохранилось лишь порядка 20 экземпляров. И даже этот красный красавец (поздний, 1972 года) аутентичен лишь внешне — достать родные агрегаты и детали салона сегодня практически невозможно. Версия Lux — для межгорода. Двигатель располагается в задней части, с удобным доступом к обслуживанию. В салоне есть небольшой холодильник и гардероб, предусмотрено место для стюарда.
Motor.ru
ЛиАЗ 677 выпускался с 1967 года... по 2002-й! Это самый массовый городской автобус СССР — его тираж едва не превысил 200 тысяч экземпляров. Этот экземпляр работал в Колпинском автопарке до 2006 года. Водители любили «Луноход» за автоматическую коробку передач и гидроусилитель руля, а пассажиры — за тепло в салоне и мягкую подвеску (рессорно-пневматическую!). Из детства многие из нас помнят характерный «звон бутылок» — звук крестовины карданного вала и подшипника коробки передач, который появлялся по мере износа.
Motor.ru
В автобусах без кондуктора были механические кассы и компостеры — в ЛиАЗе 677 сохранили один из вариантов.
Motor.ru
Как и ЛиАЗ 677, такие Икарусы многие из нас застали на линиях. Это городская модификация Ikarus 260.37. Она выпускалась с 1970 по 2001 год. 260-я серия поставлялась в СССР из Венгрии, но часто эти автобусы попадали к нам уже с пробегом, из Польши и ГДР. Двигатель у Икарусов располагался под полом, за передней осью. Такая компоновка была возможной благодаря горизонтальному дизелю Raba, который выпускали по лицензии MAN. Иногда 260-е оснащались автоматической коробкой передач ЛАЗ, как и ЛиАЗ 677. Этот экземпляр поступил в ленинградский Автобусный парк №7 новым в 1989 году и работал на линии до 2010 года.
Motor.ru
ЛАЗ 695Н — это четвертая серия львовских автобусов модели 695, которая берет начало в далеком 1956 году. Модель с литерой Н появилась в 1976 году. Бензиновый V8 от ЗИЛ 130, «механика» — всё просто и понятно. Если присмотреться, в правой части передка (с противоположной от водителя стороны) есть люк. Он предусмотрен для ситуации, если гражданские автобусы будут использоваться в качестве санитарных в случае войны: через этот люк можно загружать носилки с ранеными. Такие люки на автобусах ЛАЗ были до 1991 года. Трудно поверить, но последние экземпляры 695-й серии выпустили на заводе в украинском Днепродзержинске (это дочернее предприятие ЛАЗа) в 2010 году.
Motor.ru
КрАЗ 256Б1. Возможно, это самый брутальный советский грузовик — суровый к водителю, но выносливый, долговечный и надежный. Под капотом — 14,8-литровый бензиновый V8. Этот карьерный 12-тонный самосвал редко встречался на обычных дорогах и в городах даже в советское время. Его место там, где тяжелее. Именно на базе КрАЗа 256Б1 строили грузовики с одинарной свинцовой кабиной для чернобыльских ликвидаторов. Почитайте [материал](https://motor.ru/stories/kraz-iz-chernobylya.htm) Ильи Фролова о них.
Motor.ru
Magirus-Deutz 290 D26K выпускали в ГДР с 1974 по 1976 год. Этот выносливый тяжелый грузовик в СССР ценили за атмосферный дизель Deutz с воздушным охлаждением — он не боялся ни жары, ни морозов. Грузовики Magirus-Deutz работали на стройке БАМа, на газовых и нефтяных промыслах Сибири, на рудниках Кольского Полуострова.
Motor.ru
Разрабатывать среднетоннажный грузовик ГАЗ-53 начали еще в конце 1950-х годов. Тем удивительнее, что производство этой модели продолжалось до 1993 года, а суммарный тираж ГАЗ-53 со всеми модификациями превысил 4 миллиона экземпляров. То есть, это в 20 раз больше тиража автобуса ЛиАЗ 677. И этот факт уже дает определенные представления о модели народного хозяйства СССР. ГАЗ-53 стремились сделать универсальной моделью — и для городских улиц, и для проселочных дорог периферии. В 1973 году машине был присвоен государственный Знак качества. В экспозиции представлен ГА3-53-12 1990 года. Это самый свежий экспонат: музею его передало АО «Третий парк» 14 марта 2025 года.
Motor.ru
Кубань Г1А1-02. Конструкция этого автобуса чрезвычайно проста — его можно было выпускать силами малых предприятий. Его собирали в Краснодарском и Ставропольском крае на базе грузовиков ГАЗ 51, 52 и 53. Кубань Г1А1-02 даже не допускали на регулярные маршруты. Пассажирские версии для сельской местности производили в Буденновске на Ставрополье, а в Краснодаре делали «культурные» модификации: передвижные кинотеатры, библиотеки, сельские клубы. Автобус выпускали с 1962 по 1993 год. Этот экземпляр ожидает реставрации. Он работал на предприятии в Ставропольском крае до 2022 года, после чего по счастливому стечению обстоятельств отправился не на металлолом, а в музей.
Motor.ru
Представьте себе, этот автобус — не ПАЗ, а Таджикистан 3205 (ЧАЗ). Промышленность горных регионов требовала автобусов на шасси покрепче, чем у ГАЗ 53. Так что в основе этой машины — рама и бензиновый V8 от ЗИЛ 130. Выпускали такие автобусы с 1976 по 1995 год (поздние экземпляры произвели в Ивановской области в России под названием Родник 3230).
Motor.ru
Санитарный ПАЗ 672М (1982–1989 годы) — вот он как раз базируется на шасси ГАЗ 53 — и полностью отреставрированный Robur LO3000 (ГДР, 1974–1991 годы).
Motor.ru
РАФ 251 (после 1960 года он назывался РАФ 976) — еще один красивый автобус-долгожитель, остававшийся в строю с 1955 по 1986 год. Правда, живых машин осталось мало — виной тому недолговечный деревянно-металлический кузов.
Motor.ru
ЗИЛ 157 — еще одна советская машина времени. А как иначе назвать грузовик, который способен неизменным проехать сквозь десятилетия? Появился он в 1957 году, да и то представлял собой эволюционное развитие ЗИС 151 (а маломощная, но надежная бензиновая «шестерка» и вовсе восходит к мотору ЗИС-5). Выпускали ЗИЛ 157 до 1991 года, что отчасти можно объяснить тем, что значительная часть машин предназначалась для вооруженных сил СССР. Среди важных инноваций модели — централизованная система контроля давления в шинах. Да, в случае прокола компрессор помогал держать в покрышке избыточное давление и продолжать движение, но еще важнее была возможность стравить воздух на бездорожье и понизить давление колес на грунт, а потом спокойно накачать шины до рабочего давления.
Motor.ru
ЗИЛ 131Н (1986–2002). Полноприводный трехосный грузовик ЗИЛ 131 выпускался с 1966 года, а 20 лет спустя появилась его модернизированная версия, 131Н. И это тоже долгожитель: в Москве такие грузовики собирали до 1994 года. Но и это не конец истории: затем производство перенесли в город Новоуральск Свердловской области на завод УАМЗ. Там грузовик собирали до 2002 года, а затем и пытались своими силами его то модернизировать, то оптимизировать... Всё закончилось лишь с банкротством завода «Амур» в 2010 году.
Motor.ru
МАЗ 500 выпускали в Минске с 1963 по 1979 год, а двигатель (дизельный V6 ЯМЗ 236) специально для него разработали в Ярославле. Это относительно ранняя версия (1969 года выпуска) и одна из немногих сохранившихся. Для 1963 года МАЗ 500 был довольно прогрессивным: у него и цельнометаллическая бескапотная кабина, и спальное место. Уже в 1970 году появилась модернизированная версия МАЗ 500А с грузоподъемностью 8 тонн (на полтонны больше изначальной).
Motor.ru
КАЗ 608В2 «Колхида». Эти тягачи выпускали в Грузии с 1976 года. Водители не любили их за низкую надежность, слабую динамику и непредсказуемое поведение на скользкой дороге (вероятно, из-за короткой колесной базы и посредственной настройки шасси). Корень проблем принято видеть в «низкой культуре производства» КАЗ. Возможно, не хватило и конструкторских компетенций: бензиновый V8 «Колхида» позаимствовала у ЗИЛ 130, а вот и рама, и кабина были собственной разработки.
Motor.ru
Этот ЗИЛ 433420 не простой, а экспедиционный. Обращают на себя внимание двойные раздельные стекла на месте обычного лобового. Эта модель — развитие вездехода ЗИЛ 131, но с кабиной нового поколения от грузовика ЗИЛ 4331. В 2000-2001 году такие машины совершили кругосветное путешествие. Первое в своём роде, ведь перемещались ЗИЛы отнюдь не только по дорогам. Например, в Якутии на Дальнем Востоке путь проходил в лучшем случае по зимникам, но часто также по замерзшим болотам, руслам рек и морскому побережью. Дальше было проще: Канада, США, а затем и Европа. Экспедиция финишировала у Нулевого километра на Манежной площади в Москве. Последний километр пробега одним из ЗИЛов управлял мэр Москвы Юрий Лужков.
Motor.ru
Трехосный полноприводный плавающий вездеход ЗИЛ-49061 ласково называют «Синей птицей». Началом производства принять считать 1975 год. Передние и задние колеса у него управляемые, есть автоматическая система подкачки шин, а салон оснащен всем необходимым для выживания и оказания медицинской помощи. Внутри есть диван, кухня, холодильник, умывальник, запас питьевой воды… «Синюю птицу» создавали для эвакуации космонавтов, приземлившихся в малодоступных уголках суши. Вторая часть этого обзора будет посвящена легковым автомобилям. Волги, ЗИЛы из Гаража особого назначения — всё это вскоре появится [по этой ссылке](https://motor.ru/reports/leningrad-transport.htm).
Motor.ru

Обычно музеи выглядят иначе. И тем не менее, одна из самых интересных коллекций транспорта в Санкт-Петербурге расположена на территории действующего автобусного парка. В ней есть и легковые автомобили, но о них в следующий раз. А в этой галерее мы расскажем о грузовиках и автобусах, судьба многих из которых удивительна и напоминает истории чудесного спасения.

 

Ссылка на первоисточник
наверх