Загляните на американский и европейский интернет-сайт Ford и увидите какую-никакую одинаковость. Конечно, региональная специфика сохраняется. В Штатах водится большой рамный внедорожник Expedition и пикапы F-Series. В Германии — Puma, EcoSport, Fiesta и Focus. Тем не менее, прежнего разнообразия не сыскать.
В давние времена, еще до начала глобализации продуктовой гаммы у каждого крупного рынка была своя линейка. Интересных спортивных моделей и модификаций тоже хватало. Многие из них нынче преданы забвению, но мы-то помним…Загляните на американский и европейский интернет-сайт Ford и увидите какую-никакую одинаковость. Конечно, региональная специфика сохраняется. В Штатах водится большой рамный внедорожник Expedition и пикапы F-Series. В Германии — Puma, EcoSport, Fiesta и Focus. Тем не менее, прежнего разнообразия не сыскать. В давние времена, еще до начала глобализации продуктовой гаммы у каждого крупного рынка была своя линейка. Интересных спортивных моделей и модификаций тоже хватало. Многие из них нынче преданы забвению, но мы-то помним…
Ford Mustang SVO
После упаднических семидесятых годов американская автоиндустрия поднялась на ноги и адаптировалась к новым реалиям. В частности, начали появляться компактные агрегаты, даже с наддувом. Как ни странно, среди обладателей диковинных для той поры моторов были не только юркие переднеприводные зажигалки типа Dodge Daytona, но и Ford Mustang третьего поколения.
Ford

Ford

Ford

Ford

Ford

Ford

Ford

На базовый, с позволения сказать, маслкар ставился чахлый, экономичный двигатель объемом 2,3 литра.
Его турбокомпрессорная разновидность от спортивного подразделения SVO (Special Vehicle Operations) доказала: четыре цилиндра для «Мустанга» не приговор. Отдача (177–208 л.с. в зависимости от года выпуска и до 336 Нм при 3200 об/мин) сопоставима с пятилитровым нижневальным V8 от Mustang GT, но при этом спорткар получился легче на 68 кг. Плюс пятиступенчатая «механика», апгрейды шасси, другая головная оптика и радиаторная решетка, капот с воздухозаборником и двойное заднее антикрыло а-ля европейский Ford Sierra XR4i.Ford

Ford

Ford

Ford

Наши американские коллеги из Car and Driver писали о необычном Mustang: «SVO — это Porsche 930 Turbo от Ford. Старая конструкция, жизнь в которой поддерживается большим количеством технологий от гонщиков и инженеров. Подобная стратегия хорошо работает в случае с немецкой фирмой, но для «Форда» является палкой о двух концах: старый автомобиль пытались заставить вести себя как новый. Внешность и динамика безусловно впечатляют. Это самая «горячая» машина в тесте. Запустите ее на трек, и вы увидите разгон до 60 миль в час (97 км/ч) за 6,8 секунды, максимальную скорость 208 км/ч и боковые перегрузки 0,79 g. А еще SVO хорошо справляется с шоссе и проселочной дорогой. Он любит скорость в виражах».

Ford
При всех своих преимуществах турбо-«Мустанг» расстраивал немалой по тем временам ценой около 15,5 тысяч долларов. Для сравнения, стандартный пони-кар стоил более чем вдвое дешевле, а GT с пятилитровой «восьмеркой» позволял энтузиастам сэкономить 6 тысяч долларов. Очевидно, что столь дорогая игрушка не претендовала на массовость. С 1984 по 1986 год построено 9 844 штуки.
Ford

Ford

Ford

Ford

Говоря о Mustang SVO нельзя не упомянуть Ford Thunderbird Turbo Coupe. Большой комфортабельный турер с маленьким злым двигателем «два и три» (до 193 л.с.) вместо более соответствующей статусу «восьмерки»… Это ли не когнитивный диссонанс? Но на самом деле турбокупе отнюдь не беспрецедентный случай в истории американского отрасли. В восьмидесятые годы General Motors применяла 3,8-литровый нижневальный V6 с наддувом на двухдверных Buick Regal и Riviera. Вершиной турбоэволюции стали маслкары Buick GNX и Pontiac Firebird Turbo Trans Am, одни из быстрейших штатовских автомобилей той эпохи. В следующей итерации T-Bird на смену Turbo Coupe пришло Super Coupe с компрессорным V6 объемом 3,8 литра.
Ford Mustang SVT Cobra/Cobra R
В начале девяностых Mustang третьего поколения готовился к почетной отставке и напоследок отхватил изрядную порцию «стероидов». На Чикагской выставке 1992 года дебютировал топовый вариант SVT Cobra с комплексно усовершенствованным 238-сильным V8 объемом 4,9 литра (нижневальный с двумя клапанами на цилиндр), пятиступенчатой «механикой» BorgWarner T-5 и спортивной подвеской Tokico.
Ford

Ford

Ford

Ford

Ford

«Кобра» ускорялась до 97 км/ч за 5,9 секунды и норовила больно «ужалить» Chevrolet Camaro Z28 с 279-сильным смолл-блоком LT1 объемом 5,7 литра. Совсем уж горячим головам предлагалась облегченная и редкая (107 экземпляров) Cobra R с минимальным набором благ цивилизации, которая на треке чувствовала себя явно лучше, нежели на городских улицах. Среди фишек регулируемые амортизаторы Koni, пружины Eibach, дополнительное усиление кузова, радиатор для моторного масла и гидроусилителя руля.

Ford
Преемник первой SVT Cobra унаследовал олдскульный V8 в символически форсированном до 243 л.с. виде. Испытатели Car and Driver рукоплескали удобству управления тягой, эффективным тормозам и хорошей управляемости. По динамике Cobra впереди младшего Mustang GT, но не намного: 5,9 секунды против 6,1 секунды. Увы, не обошлось без серьезных проколов — клевках при замедлениях и неоднозначного поведения на неровном покрытии в поворотах.

Ford
Почему фордовцы не исправили недостатки на стадии тестирования? Как объясняется в публикации, из-за антиклевковой геометрии задний неразрезной мост сильно смещался бы при включении задней передачи, что могло повредить трансмиссию. Кстати, журналисты тогда задали уместный, хотя и риторический вопрос: какого лешего вообще сохранилась подобная настройка подвески.

Ford
«Соберите несколько неровностей в середине поворота, и задняя ось начнет нервно прыгать по дорожному полотну. Отправленные через шасси «сигналы бедствия» могут конфликтовать с исходящей от руля информацией и создавать у водителя ложное впечатление о том, где находятся пределы сцепления», — таков неутешительный вердикт Car and Driver.
Ford

Ford

Ford

Ford

Ford

Гоночные традиции продолжила еще более ультимативная Cobra R 1995 года — не игрушка для бульварного круизинга и уличных драк с «Хондами», а трековый инструмент. А еще настоящий единорог среди Мустангов. Тираж — 250 экземпляров. На сей раз в подкапотное пространство подселили 5,8-литровый V8 (304 л.с. и 495 Нм) в паре с механической КП Tremec TR-3550. Отказ от электростеклоподъемников, электроприводов сидений, кондиционера, заднего дивана, аудиосистемы и шумоизоляции позволил снизить массу до 1509 кг. В подвеске усиленные пружины и более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости.

Ford
Напомним, что в 1996 году древний нижневальник передал эстафету гораздо более современному 4,6-литровому V8. «Кобре» досталась 309-сильная версия с четырьмя клапанами на цилиндр.
Merkur XR4Ti
В фордовской биографии есть не только неудачные модели, но и подразделения с печальной судьбой — фирма Edsel 1956–1959 годов и тихо исчезнувшая в 2011-м околопремиальная Mercury. Менее известный лузер — Merkur. Его наспех состряпали в первой половине восьмидесятых для соперничества с BMW и прочими европейскими игроками. Инициатором неплохой, но неубедительно реализованной с точки зрения маркетинга идеи выступил Боб Лутц, тогдашний глава Ford of Europe и ярый петролхед. А главным виновником торжества с сомнительными перспективами стал новейший футуристический Ford Sierra. Кстати, некогда входной билет в мир иномарок для многих отечественных пользователей.

Merkur
По мнению Лутца, допиленная с учетом вкусов молодых и прогрессивных покупателей «Сьерра» имела шансы на успех в США. Адаптировать предстояло начинку и заодно поработать над имиджем. Президент и генеральный директор Ford Motor Company Дональд Питерсен по прозвищу «Улыбающаяся кобра» придумал для суббренда имя Merkur (немецкий вариант слова Mercury). А сама машина получила обозначение XR4Ti.

Merkur
В конструкцию взятого за основу трехдверного хэтчбека XR4i с двойными задними стойками внесли 850 изменений. Одно из ключевых — замена 2,8-литровой «шестерки» на турбокомпрессорный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,3 литра от Mustang SVO в несколько упрощенной спецификации без интеркулера. Отсюда литера T (Turbo) в названии. Коробка передач трехступенчатая автоматическая (в этом случае отдача ограничена на отметке 147 л.с.) или пятиступенчатая «механика» (177 л.с.).

Merkur
Поначалу XR4Ti вызвал неслабый ажиотаж в прессе. Журналисты восторгались хорошей эргономикой, удобными сиденьями, достойной управляемостью и набором 97 км/ч в диапазоне от 7 до 8 секунд. Правда, минусов тоже хватало. По прошествии многих лет издание Autoweek назвало XR4Ti интригующим, но противоречивым. Турбомотор развивал мощность в узком диапазоне оборотов, крены в поворотах могли быть поменьше, а сочетание передних дисковых и задних барабанных тормозов плохо увязывалось с имиджем изощренного транспортного средства для ценителей.

Merkur
Немалую роль в провале XR4Ti сыграли не относящиеся к инжинирингу факторы — труднопроизносимое для англоговорящих название Merkur и сбыт через дилерскую сеть Lincoln-Mercury. Спортхэтч выглядел чужеродно рядом с консервативными дредноутами и понятными обывателю семейными моделями типа седанов и универсалов Sable. Потенциальные покупатели обходили подобные автосалоны стороной, а продавцы смотрели на гостя из Европы с недоумением и безразличием. Результат авантюры закономерен. С 1985 по 1989 год удалось реализовать лишь 42 464 штук.
Merkur

Merkur

Merkur

Merkur

Merkur

Попытка продвигать американизированный Ford Scorpio тоже не увенчалась успехом, и к концу декады Merkur ушел в историю.
Ford Sierra XR8
Маркировка XR8 всегда принадлежала «заряженным» восьмицилиндровым Falcon от почившего австралийского дивизиона Ford. Исключение из этого правила — южноафриканская омологационная Sierra 1984–1985 годов. Настоящий маслкар под маской пятидверного хэтчбека с мустанговским 4,9-литровым V8 (219 л.с. и 374 Нм) в паре с пятиступенчатой механической КП BorgWarner, передними тормозами AP Racing (280-миллиметровые диски и четырехпоршневые суппорты), усиленным дифференциалом, подвеской, карданным валом и приводами. Сотня примерно за семь секунд, максимальная скорость свыше 225 км/ч.
Ford

Ford

Ford

«Волка в овечьей шкуре» проще всего опознать по «двухэтажному» антикрылу и выступающей вперед радиаторной решеткой, за которой два электровентилятора системы охлаждения.

Ford
Компания сподобилась на 250 «икс-эров». Большинство находится в ЮАР, несколько обитают в обожающей восьмицилиндровые двигатели Австралии. «Точное число выживших XR8 неизвестно. Вероятно, до сегодняшних дней сохранилось тридцать. Из них порядка 10–12 в оригинальном состоянии», — поведал порталу Fastcar местный владелец уникума Кит Мэрисич.
Ford EXP
В восьмидесятые концерн начал активно осваивать переднеприводную архитектуру. Появилась упомянутая выше Sierra и Scorpio, американские Tempo и Taurus, а под конец десятилетия купе Probe на маздовской платформе. Но раньше них стартовал глобальный Escort третьей итерации. В США у него был престижный «дублер» Lynx от Mercury, а также вариации а-ля спорт Ford EXP и Mercury LN7.
National Automotive History Collection, Detroit Public Library

National Automotive History Collection, Detroit Public Library

National Automotive History Collection, Detroit Public Library

Ford

Ford

Ford

Ford

Художественную ценность EXP вынесем за скобки нашего очерка. Как говорится, на вкус и цвет. А вот сухие факты. При расстоянии между осями как у «Эскорта» (2393 мм) он чуть длиннее, ниже и примерно на 91 кг тяжелее донора. Атмосферная «четверка» CVH объемом 1,6 литра с полусферической камерой сгорания бодростью и темпераментом вряд ли радовала. Ее конек — экономичность. В одной из публикаций Car and Driver отрапортовал о 5,3 литрах бензина на сотню километров в шоссейном режиме по итогам теста Ford с механической коробкой передач. Любителям горячего предлагался 122-сильный EXP Turbo Coupe.

Ford
Второе поколение тянуло скорее на глубокий рестайлинг. Габариты не изменились. Главный внешний признак — обтекаемая передняя часть и фары в уровень с радиаторной решеткой. Двигатель на сей раз 1,9-литровый мощностью до 107 л.с. в модификации с распределенным впрыском топлива для Sport Coupe. Более слабые довольствовались карбюратором, а затем центральным впрыском топлива. С 1982 по 1987 год произведено 263 972 экземпляров (с учетом LN7).
Ford Capri
Имя «Капри» всегда требует уточнения, так как принадлежало самым разным моделям. Прежде всего, компактному европейскому купе и его аналогу для американского рынка от Mercury. Есть и другой Mercury Capri — перелицованный сородич третьего Mustang. Но на этом список не заканчивается. Австралийский филиал построил совершенно особенный Ford Capri (1989–1994 годов). И он тоже пытался покорить Штатах под знаменем «Меркьюри».

Ford
Антигерой кардинально отличался от тезок с классической компоновкой. Экстерьером занималось ателье Ghia, салон с посадочной формулой 2+2 рисовали в Italdesign. Да и «Фордом» кабриолет являлся поскольку-постольку: он разработан на переднеприводном шасси Mazda 323 (BF) и комплектовался японскими «четверками» объемом 1,6 литра в атмосферном и наддувном исполнении.

Ford
Машина, прямо скажем, не ахти. Интернет-ресурс Tradeuniquecars обвиняет ее в многочисленных грехах. Качество сборки поначалу ужасало, крыша едва удерживала воду, безнаддувный ДВС навевал тоску, а управляемость страдала из-за слабоватого кузова и силовых подруливаний. Полная противоположность классной заднеприводной Mazda MX-5.

Ford
За несколько лет до окончания производства придворное ателье Tickford Vehicle Engineering (TVE) запустило версию Clubsprint на базе 136-сильного XR2 Turbo. «Гадкому утенку» подретушировали наружность, выкинули задний диван, зажали подвеску. Жаль, до мотора специалисты так и не добрались. Сейчас кабрик представляет собой ценность в силу малочисленности: тираж — 200 штук.
Свежие комментарии