Jaguar в глазах потребителей — марка с двойным дном и таинственным прошлым. Рядовые автовладельцы ассоциируют ее с мелькающими на дорогах седанами XE, XF и XJ, а также кроссоверами F-Pace. Петролхеды мечтательно закатывают глаза, вспоминая восхитительные гран-туреры E-Type и XJS. Но вот ведь парадокс: «Ягуар» — это не только серийная техника, но и богатое гоночное наследие, которое очень редко вспоминают.
И сегодня мы это исправим.Jaguar в глазах потребителей — марка с двойным дном и таинственным прошлым. Рядовые автовладельцы ассоциируют ее с мелькающими на дорогах седанами XE, XF и XJ, а также кроссоверами F-Pace. Петролхеды мечтательно закатывают глаза, вспоминая восхитительные гран-туреры E-Type и XJS. Но вот ведь парадокс: «Ягуар» — это не только серийная техника, но и богатое гоночное наследие, которое очень редко вспоминают. И сегодня мы это исправим.
Jaguar XK120
Не называйте суперкар 1948–1954 годов прогулочным эстетом. Ему подходит другое определение — серьезное и довольно злобное ретро. В индексе названия увековечена максималка в милях (193 км/ч) ранней открытой версии с алюминиевым кузовом (242 экземпляра). А знаете ли вы, что XK120 не только был могучим пожирателем автобанов, но еще и отметился в гонках? Для этих целей рядную 3,4-литровую «шестерку» прокачивали улучшенной головкой блока цилиндров, более производительными карбюраторами Weber и другим впускным коллектором. В этом случае отдача достигала 223 л.с.





Свое первую победу «икс-кей» добыл 30 августа 1949 года в состязании серийной продукции на знаменитой английской трассе Сильверстоун.
В дальнейшем он принял участие в «24 часах Ле-Мана» и Targa Florio. Выиграть там, правда, не удалось из-за технических проблем. Лучший результат в Mille Miglia — пятый, «Ягуар» тогда уступил лишь Alfa Romeo и грозным Ferrari. Зато на TT (Tourist Trophy) 1950 года под проливным дождем автомобили показали себя по всей красе и оккупировали первые три строчки итогового протокола.Кроме того, XK120 отметился в скоростных и рекордных заездах. Очень впечатляющее событие датируется 21 октября 1953 года, когда суперкар с рядом аэродинамических доработок (среди них обтекаемый «пузырь» кабины) выжал средние 277,470 км/ч на дистанции в милю.
Jaguar C-Type
Если XK120 доводили до нужной автоспортивной кондиции, то C-Type (1951–1953 годов, официальное называние — Jaguar XK120-C) изначально задуман гоночным болидом. Завораживающе красивым и очень эффективным! Оцените великолепие родстера с пространственной трубчатой рамой и обтекаемым кузовом, к которому приложил руку Малкольм Сэйер, авиационный инженер и эксперт фирмы по аэродинамике.

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar
Главные достижения C-Type связаны с суточным марафоном в Ле-Мане. В 1951-м суперкар заявился туда и… с первого захода выиграл сложнейшую гонку под управлением британцев Питера Уокера и Питера Уайтхеда. Тезки единственные финишировали среди заводских пилотов, две оставшиеся машины сошли с дистанции из-за проблем с давлением масла. На следующий год повторить успех не удалось. Попытки наладить диалог кузова с воздушными массами привели к перегревам двигателя. Вдобавок с аэродинамикой напортачили — «Ягуару» не хватало прижимной силы на прямой Mulsanne на скоростях свыше 190 км/ч разгружалась задняя ось. Что не шло на пользу стабильности движения и не внушало уверенности гонщикам.
Гоночные гиперкары: Bugatti, Pagani и Koenigsegg в спортивных ливреях Пра-пра-формула: спорткар, вдохновленный авиацией, летел впереди времени Что такое Тройная корона автоспорта?В 1953-м Jaguar в прямом смысле спустил с соперников шкуру — занял первое, второе и четвертое место. Триумфу предшествовала серьезная работа. Мотор от «икс-кея» объемом 3,4 литра с тремя карбюраторами Weber взбодрили до 223 л.с. против 208 л.с. у ранней спецификации. Внешние панели отштамповали из тонких алюминиевых листов, а топливный бак для экономии массы заменили на резиновый «мешок». Еще один важный апгрейд — переход на дисковые тормоза. Машиной-чемпионом управлял Данкан Хэмилтон и Тони Ролт, первые в истории победители со средним темпом свыше 100 миль/ч (105,85 миль/ч или 170,35 км/ч).
Jaguar D-Type
Этот красавец выигрывал «24 часа Ле-Мана» с 1955 по 1957 год. Спрашиваете, как? Рассказываем! Перед вами захватывающая конструкция — сочетание передового шасси-монокока и аэродинамичной «скорлупы» (частично работы с ней выполнял Малкольм Сэйер) с вертикальным стабилизатором позади кокпита. Модель 1955-го была более быстроходной благодаря удлиненной передней части. Подголовник объединили со стабилизатором, что улучшило обтекаемость и снизило вес. В 1957-м рабочий объем вырос с 3,4 до 3,8 литра, а на следующий год ужался до трех литров из-за требований гоночного регламента.

Jaguar




Под занавес выпуска D-Type компания расщедрилась на дорожную версию по имени XKSS, От гоночной она отличалась полноценным салоном на двоих с адекватной ветрозащитой, складным верхом, пассажирской дверью и хромированными бамперами. Мотор — 3,4-литровый.

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar
В Ковентри планировали 25 штук, но в феврале 1957-го на заводе начался пожар, уничтоживший девять недостроенных шасси для американского рынка. Недостающие девять экземпляров собрали в… 2016-2017 годы. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Jaguar E-Type Lightweight
Один из культовых «Ягуаров» тоже отметился в автоспорте. Причем облегченный Lightweight (1963–1964 годов) базируется на ранней Series 1 с рядной «шестеркой» объемом 3,8 литра. Напомним, что третья серия E-Type из семидесятых годов перешла на 5,3-литровый V12.

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar

Jaguar
В 1962-м, спустя год после рождения E-Type инженерный отдел принялся исследовать потенциал платформы и разработали модификацию Low Drag Coupe, суть наследника D-Type с обтекаемым кузовом из алюминия. Lightweight с 3,8-литровым двигателем (блок цилиндров из алюминия) мощностью свыше 300 л.с. — по сути результат эволюции обтекаемого купе. «24 часа Ле-Мана» и прочий автоспорт мирового уровня прошел мимо легкого E-Type. Но в первенстве Australian GT Championship он одержал победу, запомнился хорошими результаты в американском первенстве SCCA (Sports Car Club of America) и пришелся по душе частным гонщикам.
TWR Jaguar XJ-S
Имя гран-турера ассоциируется с элегантностью и изяществом, хотя должно также быть синонимом борьбы за выживание и автоспортивных успехов. Во второй половине семидесятых XJ-S гоночной команды Group 44 великолепно проявил себя в штатовских шоссейно-кольцевых сражениях Trans Am. Пока за океаном выступали «силуэты» с трубчатыми шасси и «скорлупой» а-ля серийный Jaguar, в офисе марки задумались о дебюте в категории Group A.

Jaguar

Jaguar

Jaguar
Управляющий директор компании Джон Иган видел XJ-S в европейском туринге (ETCC, European Touring Car Championship). Проект отдали на аутсорс инжиниринговому центру TWR (Tom Walkinshaw Racing) с великолепным портфолио. Так, например, Том Уокиншоу и его подопечные помогли Mazda взять два чемпионских титула в BTCC (British Touring Car Championship). Почему именно XJ-S, а не Rover SD1, как того хотел владевший «Ягуаром» концерн British Leyland? Очень просто: независимая подвеска на двойных поперечных рычагах плюс возможность установить самые широкие шины среди разрешенных. С форсированным до полтысячи сил V12 объемом 5,3 литра получился монстр.

Jaguar


В 1982-м он победил на четырех этапах из десяти этапов, в пяти из двенадцати в 1983 году и наконец в семи из двенадцати в 1984-м, когда сам Том Уокиншоу собственной персоной примерил чемпионскую корону ETCC. Кстати, это не единственные заслуги XJ-S. В его послужном списке «золото» в изматывающем 24-часовом марафоне на бельгийском автодроме Спа, первая победа «Ягуара» в суточной гонке со времен Ле-Мана 1957-го.
50 лет Jaguar XJS Забытые концепты: Jaguar XJ-S Ascot Недостающее звеноJaguar XJR-9
С 1985 года TWR начала представлять марку в одной из ветвей высшей лиги — гонках прототипов Group C в World Sportscar Championship и марафонах типа «24 часа Ле-Мана». Поначалу результаты были неплохие, пусть и не супервыдающиеся. Дальше — больше. Болид XJR-8 выиграл восемь этапов из десяти, а его преемник XJR-9 победил в 24 часах Дайтоны (проводилась под эгидой IMSA, International Motor Sports Association) и заодно взял «золото» в Ле-Мане.

Jaguar

Jaguar
Сейчас мы говорим про две разные спецификации XJR-9. Обе выстроены на монококе из карбона и кевлара, облачены в углепластиковые кузова и имеют среднемоторную компоновку с продольно размещенным ДВС и пятиступенчатой «механикой». Но в Дайтоне гонял прототип с шестилитровым атмосферным V12, а в Ле-Мане — более аэродинамичный XJR-9LM и скоростной с двигателем объемом 7,0 литров.



Преемники «девятого» высоко держали знамя и развивали успех. Например, 900-килограммовый XJR-12 с семилитровым V12 мощностью 741 л.с. тоже победил в «24 часах Ле-Мана». По дороге к первому месту он показал средние 204,036 км/ч и максимальные 353 км/ч.
Jaguar XJR-14
Этот суперболид мы выделим отдельно как свидетельство высокого уровня подготовки и оперативной адаптации к быстро меняющимся условиям. В сезоне 1991 года FIA переписала регламент для прототипов группы C. Один из ключевых пунктов протокола — переход на 3,5-литровые двигатели. Ушла эпоха, а вместе с ней и гоночные машины по давней и всем понятной рецептуре. Тем не менее, Jaguar принял правила игры и выставил в World Sportscar Championship полностью новый XJR-14, защитивший титулы марки.



«Четырнадцатый» разработан при участии Росса Брауна, которого мир в первую очередь знает по руководящим должностям в командах Формулы 1 и собран специалистами TWR. Атмосферный Cosworth HB V8 — модифицированный формульный Ford. На прототипе его отдача снижена с 710 л.с. до примерно 659 л.с.. Как тут не вспомнить, что прототип Jaguar XJR-11 приводился твинтурбомотором «три и пять» на базе агрегата раллийного MG Metro 6R4, однако использовать его повторно в безнаддувной конфигурации оказалось нереальной задачей? Невесомость (всего 762 кг!) вкупе с увеличенной прижимной силой гарантировали сумасшедший темп в виражах.
После того сезона Jaguar ушел из группы C. С одной стороны, британцы, очевидно, не хотели гадать, что выкинут чиновники FIA в следующий раз и во сколько обойдется новая машина под очередные правила. С другой, гонкам спортпрототипов и так было посвящено много времени и сил. Впрочем, бренд не покинул состязания окончательно и в 1992-м выставил XJR-14 в американском первенстве IMSA Camel GTP. Он сходу улучшил рекорд трассы в Майами на целых четыре секунды, однако в итоге уступил Toyota и Nissan, заняв итоговую третью строчку в чемпионате. /m
Jaguar F-Type R: последний бунтарь Европы Отмечаем 30-летие великого суперкара Jaguar XJ220 Могли, но не сумели: Jaguar X-Type
Свежие комментарии