На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авто - Мото - Новости

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • uriush59
    Интересно, чем таким неизведанным оснастят субару свою BRZ, чтобы она стала еще более дерзкой? И куда уж более, машин...Компания Subaru г...
  • Николай Калашников
    Работа мотора напоминала выхлоп очень древней старушки, мотор настройки практически не держал. Железо кузова сгничал...1994 ЗАЗ 968 «Зап...
  • Герасим
    Клубный сервис сомнительный разборщик в последнее время, а вот гранд витара да, машина неубиваемая, едет хорошо по лю...Внедорожники до м...

Забытые концепты: Pontiac Banshee

От имени Банши суеверные ирландцы вздрагивают и озираются по сторонам. Оно принадлежит жутковатой женщине из тамошнего фольклора, чьи крики и плач предвещают смерть. Образ не самый позитивный, и с автомобилем, как со средством передвижения повышенной опасности, он тоже плохо вяжется. Назвать машину Banshee — словно накликать беду.

Но истории известны Hellcat, Demon, Diablo, Phantom, Gremlin и прочие «хеллоуинские» имена. Вот и Банши пригодилось — почившая американская марка Pontiac назвала так серию концептов, которые обещали нелегкую жизнь «Корвету» и «Мустангу». Жаль, в серию они не пошли, а остались лишь классной идеей. Причины тому отнюдь не мистические. Хотя…

От имени Банши суеверные ирландцы вздрагивают и озираются по сторонам. Оно принадлежит жутковатой женщине из тамошнего фольклора, чьи крики и плач предвещают смерть. Образ не самый позитивный, и с автомобилем, как со средством передвижения повышенной опасности, он тоже плохо вяжется. Назвать машину Banshee — словно накликать беду. Но истории известны Hellcat, Demon, Diablo, Phantom, Gremlin и прочие «хеллоуинские» имена. Вот и Банши пригодилось — почившая американская марка Pontiac назвала так серию концептов, которые обещали нелегкую жизнь «Корвету» и «Мустангу». Жаль, в серию они не пошли, а остались лишь классной идеей. Причины тому отнюдь не мистические. Хотя…

Pontiac запомнился как самое молодежное-разудалое подразделение General Motors. Его кичливые модели иногда смотрелись комично и наивно в своей аляповатой напускной спортивности. Другие же — например, суперагрессивный «бэтмобиль» Firebird Trans Am 1998–2002 годов со «злым» алюминиевым V8 LS1 объемом 5,7 литра — по сей день вызывают восторг и уважение.

Pontiac Firebird Trans Am 1998–2002 годов выпуска (четвертое поколение, рестайлинг)
General Motors
Pontiac Firebird Trans Am 1998–2002 годов выпуска (четвертое поколение, рестайлинг)
General Motors
Pontiac Firebird Trans Am 1998–2002 годов выпуска (четвертое поколение, рестайлинг)
General Motors
Pontiac Firebird Trans Am 1998–2002 годов выпуска (четвертое поколение, рестайлинг)
General Motors

Конечно, так было не всегда. После Второй мировой войны «Понтиаки» не могли похвалиться стилем и темпераментом. Покупатели явно были не в восторге. Практичность — это прекрасно, но ей одной сыт не будешь. Где стиль и характер?! Автор книги «On A Clear Day You Can See General Motors» («В ясный день можно увидеть General Motors») Патрик Райт высказался о тогдашней фирме без тени стеснения — мол, у Pontiac проблемы, а его автомобили годятся разве что для пожилых людей.

Ford Mustang второго поколения, финальный рестайлинг, 1971–1973 год
Ford
Ford Mustang второго поколения, финальный рестайлинг, 1971–1973 год
Ford
Ford Mustang второго поколения, финальный рестайлинг, 1971–1973 год
Ford

Ветер перемен принялся раздувать паруса «Понтиака» в 1956 году, когда на должность генерального директора пришел Семон «Банки» Кнудсен. Тот самый виновник появления огромного неказистого Mustang образца 1971-го и уволенный из Ford с поста президента. Но в Pontiac и GM его ждала совсем другая карьера.

Джон ДеЛореан
General Motors

Новый босс утвердил на должности главного инженера Пита Эстеса из Oldsmobile, а его помощником — некоего молодого и талантливого Джона ДеЛореана, чьё имя позже прогремит на весь мир. Эти трое начали менять имидж «Понтиака», даже привели его в гонки NASCAR. В 1961 году Кнудсен получил повышение — покинул Pontiac и перешел в Chevrolet на должность генерального директора, оставив после себя хороший фундамент для дальнейшего роста и развития. Эстес занял освободившееся кресло. ДеЛореан, ставший хорошим другом Кнудсена, поднялся до должности главного инженера. И принялся жечь напалмом. В частности, его мы должны благодарить за классический среднеразмерный маслкар Pontiac GTO.

GTO — удачная попытка превратить Tempest в уличного хулигана. С большим V8 объемом 389 кубических дюймов (6,4 литра, 325 л.с.) от полноразмерного хардтоп-купе Grand Prix и с расширенным набором специфичных опций типа четырехступенчатой «механики», трех двухкамерных карбюраторов, самоблокирующегося дифференциала и армированных тормозных шлангов. На фото раннее купе 1964 года.
General Motors
General Motors

Еще до запуска «джи-ти-о» ДеЛореан и Эстес размышляли на тему легкого доступного спорткара с влиянием британских родстеров тех лет. Видение воплотилось в концепте XP-883 1964-го. Не правда ли, кузов из стекловолокна напоминает… Corvette третьего поколения и предшествующий ему шоу-кар Mako Shark II? Но о плагиате говорить не приходится — Chevy выйдет три года спустя. И вообще проект рожден под влиянием шоу-кара Chevrolet Corvair Monza GT.

Pontiac XP-883
Bring a Trailer
Pontiac XP-883
Bring a Trailer
Pontiac XP-883
Bring a Trailer
Pontiac XP-883
Bring a Trailer
Pontiac XP-883
Bring a Trailer
Pontiac XP-883
Bring a Trailer
Pontiac XP-883
Bring a Trailer

XP-883 существовал в разных ипостасях. Был ездовой прототип серебристого цвета, с кузовом хардтоп и рядной 157-сильной «шестеркой» и белый кабриолет с V8 (326 кубических дюймов или 5,3 литра) мощностью 253–284 л.с. (цифры отличаются в зависимости от источника). Конечно, в Pontiac мечтали о чем-то более грандиозном, о настоящей птице высокого полета. По данным легендарного журнала Hot Rod, бывший инженер компании Билл Коллинз как-то обмолвился, мол, они с ДеЛореаном раздумывали даже над вариацией с чудовищной «восьмеркой» объемом 421 кубический дюйм (6,9 литра). Разумеется, при условии, что он пойдет в серию. А это не составляло труда, благо XP-883 на 80% позаимствовал начинку у товарного Tempest.

Chevrolet Mako Shark II
Chevrolet

Кстати, почему мы не называем концептуальный Pontiac именем Banshee? Потому что его придумали гораздо позже, в 1971 году. Странно, да? Наберитесь терпения — дальше расскажем, почему так вышло.

Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
General Motors
Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
Universal Studios
Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
Universal Studios
Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
Universal Studios
Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
Universal Studios
Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
Universal Studios
Джон ДеЛореан сделал карьеру в корпорации General Motors, но для нас он прежде всего — основатель DeLorean Motor Company и создатель заднемоторного DMC DeLorean с эстетикой от Джорджетто Джуджаро и 2,85-литровым V6 (132 л.с.). Он выпускался всего ничего, с 1981 по 1982 год, но прославился благодаря роли машины времени в фантастическом фильме «Назад в будущее»
Universal Studios

Главный конструктор называл автомобиль «Mustang Fighter» («убийца «Мустанга»»), однако высшее руководство GM усматривало в ней угрозу для Chevrolet Corvette. Подобное казалось недопустимым: где титульный спорткар концерна и где выскочка Pontiac? Тем временем мятежник ДеЛориан свято верил в свое детище. Сначала он показал его президенту корпорации Эду Коулу, а затем совету директоров. Итог этих встреч немного предсказуем: машину зарубили на корню. И все же воплощенные в нем классные идеи явно впечатлили больших боссов и очень даже пригодились. Цитаты без труда читаются в Corvette C3, Opel GT и первом Pontiac Firebird.

Pontiac Banshee (XP-798)
General Motors
Pontiac Banshee (XP-798)
General Motors
Pontiac Banshee (XP-798)
General Motors

Следующая попытка датируется 1966 годом — Pontiac построил концепт Banshee (XP-798, первоначальное название Scorpion) c могучим V8 на 421 кубических дюймов и шикарнейшим дизайном. Увы, с первым «Банши» произошел вопиющий казус. Его планировали продемонстрировать на Нью-Йоркском мотор-шоу, готовилась презентация, печатались пресс-релизы… В последний момент мероприятия отменили по требованию тогдашнего президента General Motors Джеймса Роша. Страшно и грустно вообразить, что чувствовал ДеЛориан. Купе никогда не выкатывали на публику и позже пустили под пресс. Сохранились только шильдики — Коллинз наклеил их на шоу-кар XP-883, сделав его в Banshee «задним числом».

Pontiac Banshee II
General Motors

Banshee II (1968 года) представлял собой попытку сделать ранний пони-кар Firebird первого поколения более обтекаемым и запоминающимся. Кузов из стекловолокна, под капотом V-образная «восьмерка» объемом 400 кубических дюймов (6,6 литра).

Pontiac Banshee III
Public Domain
Pontiac Banshee III
Public Domain

Происхождение третьей итерации 1974-го очевидно с первого беглого взгляда — перед нами упражнение на тему аэродинамичного «Фаера» второго поколения. Обратите внимание на панорамное заднее стекло, его примерили серийные F-Body (Chevrolet Camaro/Pontiac Firebird) со следующего модельного года. Отголоски передней части кузова можно без труда рассмотреть в оформлении культового «Фаерберда» 1977–1978 годов. Двигатель — монструозоный 314-сильный V8 Super Duty на 455 кубических дюймов (7,5 литров).

Pontiac Firebird 1977-1978 годов выпуска
General Motors
Pontiac Firebird 1977-1978 годов выпуска
General Motors
Pontiac Firebird 1977-1978 годов выпуска
General Motors

На момент выхода Banshee III Джон ДеЛореан уже давно оставил Pontiac: 15 февраля 1969 года он занял должность руководителя Chevrolet, самой продаваемой марки General Motors. О «Банши» забыли почти на полтора десятилетия…

Pontiac Banshee IV
General Motors
Pontiac Banshee IV
General Motors
Pontiac Banshee IV
General Motors

«Призрак» возродился на излете восьмидесятых. В эпоху, которую принято считать одной из самых дерзких, смелых и безумных прежде всего, благодаря машинам, моде и музыке. Если предыдущие версии Banshee являлись попыткой улучшить Firebird, то финальная — экзотический суперкар, триумф самостоятельного, рискованного и раскованного дизайна с подписью художника Тома Питерса. Он пришел в GM в 1982-м и задержался на 37 лет. Сперва из-под его карандаша вышел строгий концепт Corvette Indy. На его фоне Banshee – это космический корабль. Он великолепен во всех ракурсах, но особенно сильное впечатление производит передняя часть кузова с переосмысленным и довольно экстремальным вариантом понтиаковской радиаторной решетки из двух частей.

Салон переносил в отдаленное будущее. Водитель восседает в отдельном коконе, центральная консоль развернута к нему и объединена с центральным тоннелем. Руль, вероятнее всего, установил бы мировой рекорд по количеству кнопок — их почти два десятка! Еще здесь проекционный дисплей (отображает скорость, обороты двигателя и уровень топлива), камера заднего вида, бортовой компьютер и даже дисплей, отображающий значение боковых перегрузок.

Pontiac Banshee IV
General Motors
Pontiac Banshee IV
General Motors

Поскольку Banshee готовили по высшему разряду, решили обойтись без классических джи-эмовских «восьмерок» с одним нижним распредвалом. Концепт приводился вполне передовым по меркам General Motors четырехлитровым V8 с верхним расположением распредвалов. Агрегат не затачивался под рекорды мощности и скорости, хотя, 233 л.с. в то время отнюдь не были синонимом задохлика. А ограниченные электроникой 55 миль/ч (89 км/ч) определенно не отражали реальный потенциал. Каждый мог напрячь фантазию и прикинуть, сколько на самом деле выжимает обтекаемый «звездолет» без зеркал заднего вида и дверных ручек. Вероятнее всего, воображение рисовало все 200 миль/ч (свыше 320 км/ч), не меньше!

Почему Pontiac не довел Banshee IV до серийной кондиции, ведь восьмидесятые и девяностые благоволили к разного рода экспериментам? Очевидно, виной тому техническая сложность проекта — выпускать его со всеми хайтековыми «пирогами» выливалось в затратную историю. Большие вопросы вызывал странный мотор — блок цилиндров и головки были одним целым, а прокладок не было вовсе. Все это намекало на непростительно высокую для продукцию «Понтиака» стоимость. Увы, Poncho — не Ferrari. А управленцы — даже энтузиасты с бензином в крови — обязаны мыслить трезво и стратегически.

Pontiac Firebird Trans Am 1993-1997 годов выпуска (четвертое поколение)
Cars&Classics
Pontiac Firebird Trans Am 1993-1997 годов выпуска (четвертое поколение)
Cars&Classics
Pontiac Firebird Trans Am 1993-1997 годов выпуска (четвертое поколение)
Cars&Classics
Pontiac Firebird Trans Am 1993-1997 годов выпуска (четвертое поколение)
Cars&Classics
Pontiac Firebird Trans Am 1993-1997 годов выпуска (четвертое поколение)
Cars&Classics

В любом случае экспериментальный Banshee сделал свое дело — расширил границы возможного и подразнил гипотетическими спорткарами недалекого будущем. Наконец, самое приятное: его пророческий стайлинг оказал сильное влияние на облик четвертого Pontiac Firebird, одного из эффектнейших американских автомобилей девяностых годов. Как видите, детройтские Банши ничуть не страшны — ни один Corvette не пострадал. /m

Универсалы Chevrolet Corvette. Что?! Прекрасное безумие: история «четырехколесных истребителей» Pontiac Phantom: концепт, который приказали уничтожить

 

Ссылка на первоисточник
наверх