На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авто - Мото - Новости

6 подписчиков

Свежие комментарии

  • uriush59
    Интересно, чем таким неизведанным оснастят субару свою BRZ, чтобы она стала еще более дерзкой? И куда уж более, машин...Компания Subaru г...
  • Николай Калашников
    Работа мотора напоминала выхлоп очень древней старушки, мотор настройки практически не держал. Железо кузова сгничал...1994 ЗАЗ 968 «Зап...
  • Герасим
    Клубный сервис сомнительный разборщик в последнее время, а вот гранд витара да, машина неубиваемая, едет хорошо по лю...Внедорожники до м...

Citroen Activa: концепт как предсказание

Чем глубже погружаешься в историю Citroen, тем больше начинаешь верить в существование инопланетян. Все эти инженерные и дизайнерские изыски — не просто креатив или желание сделать иначе, чем у других. На такое способны только фундаментально иные формы жизни — когда никто не видит, они перестают притворяться, скидывают человеческую оболочку и расслабляют щупальца, издавая блаженное «кррыухххъ».

Не верите? Тогда вот вам доказательство — концепт Citroen Activa из 1988 года!

Чем глубже погружаешься в историю Citroen, тем больше начинаешь верить в существование инопланетян. Все эти инженерные и дизайнерские изыски — не просто креатив или желание сделать иначе, чем у других. На такое способны только фундаментально иные формы жизни — когда никто не видит, они перестают притворяться, скидывают человеческую оболочку и расслабляют щупальца, издавая блаженное «кррыухххъ». Не верите? Тогда вот вам доказательство — концепт Citroen Activa из 1988 года!

К концу восьмидесятых, через 30 с лишним лет после дебюта DS, гидропневматика по-прежнему оставалась экзотикой для автомобильного мира. Более-менее полноценно приручить ее смог только Mercedes-Benz — и то речь шла о дорогущей опции для S-Class в кузовах W116 и W126, в то время как Citroen ставил эту волшебную подвеску даже на демократичные GS и BX. Но зачем останавливаться на достигнутом, если можно не останавливаться? Особенно на пороге цифровой эры.

citroenorigins.fr

Идея адаптивной системы, которая на ходу подстраивалась бы под дорожные условия, носилась в воздухе: почему бы не нашпиговать машину датчиками, собирающими информацию о том, как и куда она едет — а дальше компьютер решал бы, что с этим делать? Тем более что в простейшем, ещё аналоговом виде у Ситроена эта функция уже была — DS с самого начала умел поддерживать неизменный дорожный просвет, регулируя давление в гидросистеме.

Но изящный седан Activa с «суицидальными» задними дверями был устроен намного хитрее. Во-первых, он автоматически менял клиренс в зависимости от обстановки. Это как раз просто: цепляемся к спидометру, с ростом скорости снижаем мощность гидравлического насоса, чтобы машина прижималась к асфальту — а при остановке и открытии двери, наоборот, увеличиваем давление, чтобы поднять кузов и облегчить высадку.

citroenorigins.fr

Неплохо бы ещё и менять жесткость подвески — чтобы к удивительному ситроеновскому комфорту добавлялась и какая-никакая собранность в поворотах. Решение здесь тоже оказалось не слишком сложным, но изящным: если у обычных дорожных Ситроенов было по одной амортизирующей азотно-гидравлической сфере на каждое колесо, то в Активе появились ещё две — на переднюю и заднюю оси целиком.

Подключаем их — машина едет мягче, отключаем — становится плотнее. Причем водитель мог либо выбрать спортивный режим вручную, либо довериться автоматике — и тогда переключение происходило в зависимости от угла поворота руля, скорости и уровня вертикальных колебаний кузова.

citroenorigins.fr
citroenorigins.fr
citroenorigins.fr
citroenorigins.fr
citroenorigins.fr
citroenorigins.fr

Следующий шаг — борьба с кренами, которые у гидропневматических Ситроенов достигали весьма нескромных значений. Здесь на помощь снова пришли те самые сферы: к ним инженеры подключили специальные гидроцилиндры, связанные со стабилизаторами поперечной устойчивости. Пока машина едет прямо, азот в сфере сжимается, позволяя стабилизатору свободно ходить относительно подвески, не уменьшая её ход. Но как только специальный датчик определяет наклон кузова больше, чем на 0,5 градуса — сфера мгновенно отключается, конструкция становится жесткой, а крен пропадает. Совсем!

citroenorigins.fr

Со стороны это выглядело, как настоящая магия — ни один дорожный автомобиль в мире так не умел. Но инженеры Citroen решили, что и здесь останавливаться ещё рано. Японские компании хвастаются навороченными полноуправляемыми шасси? Значит, сделаем свое — только без дурацких компромиссов, когда угол поворота задних колес составляет всего пару-тройку градусов. Пускай рулят так же активно, как и передние! Всего-то и надо, что приладить к каждому из них по гидравлическому приводу и электромотору, который по команде компьютера будет создавать нужное давление.

citroenorigins.fr

А раз компьютер уже соображает, куда и как поворачивать задние колеса… Верно, ему ничего не мешает точно так же управлять и передними! Долой рейку и рулевой вал, сделаем-ка полноценную систему дистанционного управления, как в самолетах. И, коль скоро вместо руля у нас получился джойстик-контроллер, сделаем его прямоугольным, а максимальный угол поворота ограничим 60 градусами, чтобы водитель вообще не вспоминал о перехватах.

В итоге немаленький (4750 мм) седан с невероятной легкостью заезжал даже в тесные парковочные карманы, умел разворачиваться на пятачке диаметром всего 9 метров, а при желании и вовсе можно было включить «режим краба» — как у современного GMC Hummer EV и некоторых других электрокаров.

citroenorigins.fr

Да-да, одна из фишек Активы добралась до серийного производства только через 30 с лишним лет — и даже сейчас остается экзотикой. Настоящего «руля по проводам» до сих пор нет ни у кого, если не считать Infiniti Q50, да и активные стабилизаторы встретишь далеко не на каждой машине. Представляете, как всё это выглядело в 1988 году?

citroenorigins.fr
citroenorigins.fr

В остальном концепт был не столь инопланетным, но всё же находил, чем удивить. Тут вам и двери с электроприводом, и проекционный дисплей, и жидкокристаллический центральный экран с навигацией (на дискетах!), и автоматически регулируемый задний спойлер, и необычная передняя оптика с парой маленьких ламп и сложной системой зеркал, как в некоторых современных диодных фарах.

А самое важное, что Activa была не шоу-каром, а полностью функциональным образцом с трехлитровым мотором V6 на 220 сил и полным приводом. Она умела делать всё, что заявлял пресс-релиз, и задумывалась именно как четырехколесная испытательная лаборатория для серийных технологий.

citroenorigins.fr

Так, всего через год в продажу выходит флагманский Citroen XM с регулируемой подвеской Hydractive, а в 1995-м появляется Xantia Activa, где реализована система подавления кренов. Справедливости ради, не первая в мире: ещё в 1990 году Toyota предложила опцию Active Control Suspension для Селики, а следом и для большого купе Soarer. Но там она была реализована иначе, через четыре гидравлические стойки — похожим путем пойдут инженеры Mercedes-Benz, создавая систему Active Body Control для модели CL (C215).

Citroën XM, 1989 год
Citroën
Citroën XM 3.0i V6
Citroën
Citroën XM 3.0i V6
Citroën
Citroën XM 3.0i V6
Citroën
Citroën Xantia Activa
Citroën
Citroën Xantia Activa
Citroën
Citroën Xantia Activa
Citroën

И опять же, мы говорим об элитном Мерседесе и крайне нишевых Тойотах: антикренная Celica была выпущена тиражом всего в 300 машин, а Soarer с такой опцией заказали всего 864 клиента. Для сравнения, Xantia Activa — это более 18 тысяч экземпляров и до сих пор никем не побитый рекорд скорости в «лосином тесте» шведского журнала Teknikens Värld — 85 км/ч. Обогнать ничем не примечательный с виду хэтч не могут даже современные суперкары!

Но не кажется ли вам, что французы распорядились потенциалом концептуальной Активы как-то… Бестолково? Если да, то вам не кажется. Дело в том, что машина реально должна была стать серийной — пусть и в несколько упрощенном виде. В 1990 году элегантное купе Activa 2 сверкало на Парижском автосалоне — формально в статусе прототипа, но уже на платформе XM и вообще без решений, которые были бы непригодны для конвейера.

Citroen Activa 2, 1990 год
citroenorigins.fr

Конечно, с компьютерным рулением и полноуправляемым шасси пришлось попрощаться — а вот остальное сохранилось: и адаптивная подвеска с активными стабилизаторами, и цветной ЖК-экран на передней панели, и аэродинамичный кузов с достойным и по сей день коэффициентом лобового сопротивления 0,28. На второй Активе даже давали покататься журналистам, которые остались в полном восторге — и казалось, что фантастический SM из семидесятых вот-вот получит достойного наследника…

citroenorigins.fr
citroenorigins.fr

Но в последний момент французы дали заднюю. Видите ли, эти удивительные ребята, которые только тем и занимались, что бросали вызов всему миру, вдруг засомневались — а достаточно ли, мол, у нас имиджа, чтобы конкурировать с производителями дорогих купе? А вдруг публика не поймет, а вдруг никто не станет покупать такую необычную машину, а не окажется ли затея убыточной? И ладно бы дальше они так и остались на прагматичном, осторожном пути, но нет — спустя 15 лет в продажу поступит совершенно неземной флагманский C6, который будет стоить, как Mercedes-Benz или BMW и поэтому окажется полным провалом. Говорим же — инопланетяне! /m

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх