На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авто - Мото - Новости

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • uriush59
    Интересно, чем таким неизведанным оснастят субару свою BRZ, чтобы она стала еще более дерзкой? И куда уж более, машин...Компания Subaru г...
  • Николай Калашников
    Работа мотора напоминала выхлоп очень древней старушки, мотор настройки практически не держал. Железо кузова сгничал...1994 ЗАЗ 968 «Зап...
  • Герасим
    Клубный сервис сомнительный разборщик в последнее время, а вот гранд витара да, машина неубиваемая, едет хорошо по лю...Внедорожники до м...

Li L9: прогрессивный, роскошный, огромный

Флагман молодой компании Li Auto уже успел взять национальную автомобильную премию. Концептуально L9 это большой семейный кроссовер, конкурент BMW X7, Mercedes-Benz GLS и Range Rover. Конструктивно — последовательный гибрид с двумя электромоторами общей мощностью 449 л.с., достаточно большой батареей, бензиновым генератором и заявленным общим запасом хода больше 1000 км.

Есть и суперспособности, отличающие L9 от конкурентов — неординарные автопилотные и мультимедийные технологии. Но получится ли их распробовать, когда весь интерфейс на китайском, а на тест отведено меньше суток?

Флагман молодой компании Li Auto уже успел взять национальную автомобильную премию. Концептуально L9 это большой семейный кроссовер, конкурент BMW X7, Mercedes-Benz GLS и Range Rover. Конструктивно — последовательный гибрид с двумя электромоторами общей мощностью 449 л.с., достаточно большой батареей, бензиновым генератором и заявленным общим запасом хода больше 1000 км. Есть и суперспособности, отличающие L9 от конкурентов — неординарные автопилотные и мультимедийные технологии. Но получится ли их распробовать, когда весь интерфейс на китайском, а на тест отведено меньше суток?

Компания Li Auto (она же — Li Xiang) основана интернет-предпринимателем Ли Сяном, который ранее создал главный китайский автомобильный веб-ресурс Autohome Inc., а потом руководил электромобильным стартапом NIO, ныне одним из главных конкурентов Li Auto. А кроссовер L9 — это результат эволюции нашумевшей на местном рынке дебютной модели Li One. В сравнении с ней у «девятки» больше мощность и запас хода, лучше оснащение и добавлены продвинутые беспилотные технологии, на которые намекает козырёк лидара на крыше.

Кузов огромный: 5,2 метра в длину и почти 2 в ширину. Внешность по меркам необузданного китайского автохайтека сдержанная, но самобытная. Разве что контур боковых окон напоминет о GLS, а решение задней части нет-нет, да и сравнишь с Кайенном. Самый интересный элемент экстерьера — двухметровая (!) светодиодная полоса спереди, выполненная цельной деталью.

Доступна лишь одна комплектация Max и единственная опция — специальные цвета кузова за доплату примерно 100 тысяч рублей. Пурпурный, синий или зелёный. В опции вынесли и электроподножки, которые так любят китайцы. Это сделано как раз для того, чтобы только самые упорные портили ими автомобиль, который и так приседает на пневмоподвеске для посадки пассажиров.

В салоне могут разместиться шесть человек, а самые комфортные места — на втором ряду. Из всех сидений только там есть особые устройства для более глубокого погружения в звучание аудиосистемы класса хай-энд, а также оттоманка и столик у правого пассажира. Салон особенно эффектно выглядит в контрастном рыжем цвете и безупречно собран — ни единого скрипа при таком большом количестве элементов.

Придраться удалость только к хлипковатым решёткам воздуховодов и гремящей иногда о стойку кузова пряжке ремня пассажира. Сиденья и руль отделаны благородной Наппой, а панели обтянуты очень качественной искусственной кожей. Атмосферу дорогого бутика завершает тонкий аромат парфюмерного ароматизатора, встроенного в климатическую систему.

Здесь незримо присутствует дух интерьера Range Rover: это широкие «подоконникии», обилие прямых линий, сочетание цветов, дизайн руля и круглых решёток дверных динамиков
Комфорт посадки безупречный, а мягкие подушечки на подголовниках положены даже сидящим спереди
Кресла второго ряда почти идентичны передним (есть обогрев, вентиляция, поясничный подпор и 10-точечный массаж «спа-уровня» с воздействием твёрдыми кулачками), только имеют ещё больше функций
На третьем ряду достаточно просторно, чтобы даже взрослый человек легко перенёс долгий путь
Оттоманка плавно регулируется по углу и длине с помощью электропривода
Но всему есть предел: откидной столик складывается-раскладывается всё ещё вручную
Эти клавиши недвусмысленно указывают на главное место в салоне. А если покопаться в меню, то кресла первых двух рядов можно превратить в огромные, почти плоские лежаки

После того, как доводчики мягко зафиксируют двери в проёмах, окружающий мир на время перестанет существовать. Это сравнимо с нырянием на глубину, когда из звуков окружающего мира остаются слышны только собственные движения. Шумоизоляция — не просто премиум-класса, а уже примерно как в тяжёлом автомобильном люксе. Этот эффект усиливает бесшумная работа бензинового генератора и подвеска, которая несёт кузов мягче, чем ковёр-самолёт Аладдина.

Правый экран и задний монитор практически бесполезны в России. Но их можно выключить и сложить соответственно
Тач-приборка показывает скорость, расход топлива и запас хода — в процентах или километрах, а также в соответствии с тем измерительным циклом, методике которого вы доверяете больше
Я долго жал на значки, пока не понял, что это в этом сенсорном мире ещё осталось место механическим клавишам. А пиктограммы иногда — не больше, чем пиктограммы
Расположенная на потолке аварийка находится не сразу. Да и зачем она с таким высоким заявленным уровнем автопилотности: если автомобиль сам рулит, то пусть сам и сигналы вежливости подаёт
И когда уже кто-то решится сделать сенсорные стеклоподъёмники? (нет)
Подрулевые рычажки работают по мерседесовской логике: правый отвечает за режимы движения, а левый за всё остальное. А — означает автопилот
Двойная беспроводная зарядка мощностью 15 Вт для водителя и пассажира
А вот порты USB спереди есть только в подлокотнике, да и те маломощные. Зато на втором ряду разъёмы выдают все 60 Вт. А на третьем USB опять медленные, зато есть розетка 220В на 1,1 кВт
В термобокс влезут 10 банок газировки или даже бутылка игристого. Ящик умеет как охлаждать содержимое, так и подогревать его до 50 градусов
Ключ — словно камешек с галечного пляжа. Он гладкий и приятный на ощупь, но слишком мелкий и лёгкий. Поэтому совсем не ощущается в карманах, из-за чего возникает тревога: на месте ли он вообще

Из целых пяти мониторов в салоне всегда на виду только два. Потому что проекционный виден только водителю, задний — складной, а экранчик на ступице руля слишком мелкий. Такая конфигурация — большой шаг в сравнении со старым Li One, где вся передняя панель занята четырьмя огромными мониторами. И в отличие от того же Voyah Free, крупные «телевизоры» в Li L9 не отвлекают на себя слишком много внимания. Качество картинки поражает: чёткость, яркость и контрастность — как у приличного телевизора. Поверхность экранов практически не бликует и не накапливает отпечатки благодаря фторуглеродному напылению.

Матрицы трёх больших экранов выполнены по OLED-технологии имеют диагональ 15,7 дюйма и разрешение 3K (2880x1620)
Откинуть этот дисплей (он точно такой же, как установлены спереди) можно не только кнопкой, но и голосом, Или жестом из любой точки салона — за это отвечает система пространственных ToF-сенсоров
Проекционный дисплей — едва ли не самый большой в индустрии: 13,35 дюйма при HD-разрешении 1280х720. Туда выводится всё, что может быть нужно водителю, включая трёхмерную сцену окружающего трафика

Большой дисплей на передней панели, расположенный ближе к водителю — это командный пункт, в котором сосредоточены все настройки, а также дублируется в расширенном режиме создаваемая системой автопилота картинка. Дизайн виджетов, цвета, шрифты, иконки и даже клавиатура очень напоминают эппловские. Всё гладкое, чёткое и по-современному двухмерное.

Интерфейс работает молниеносно и структурирован настолько логично, что многие настройки и возможности удалось найти даже на китайском языке без перевода. Английского и тем более русского в этой прошивке пока нет, поэтому в нюансах пришлось разбираться с помощью встроенного в камеру смартфона переводчика.

Большинство регулировок доступно в пару касаний через всплывающие виджеты с логично организованными блоками функций
В глубинах интерфейса сгруппированы по разделам бесчисленные настройки всего того техноизобилия, что имеется на борту

Без локализации софта практически бесполезными становятся мониторы для развлечений (правый и задний): китайскими приложениями и сервисами пользоваться невозможно, а как запустить там хотя бы кино — непонятно. Китайские же пользователи могут смотреть контент каждый на своём «планшете», оснащённом отдельным «блютусом». А 5G-связь сделана двойной, чтобы временная пропажа сигнала не прервала цифровые забавы. Но даже с учётом всех «трудностей перевода» в салоне Li L9 есть, чем развлечься. Например, грандиозная аудиосистема от неназванного поставщика легко бросит вызов самым громким именам в индустрии.

Камера 360 в любое время суток выдаёт потрясающе чёткую картинку. Можно выбрать обычное или полупрозрачное отображение модели кузова
Все виды камер, включая динамическую трёхмерную, можно включать на ходу на любой скорости
Ещё одна фича дополненной реальности — отображение расстояния до препятствий в сантиметрах

Сухие цифры: 21 динамик из алюминия, карбона и кевлара и 2160 Ватт мощности. Но главное, что система построена на основе технологии «иммерсивного» пространственного звука Dolby Atmos 7.3.4, которая только начинает появляться в автомобилях — помимо Li Auto её используют NIO и Lucid, а также анонсировали Volvo и Mercedes-Benz. Dolby Atmos — это особые динамики плюс алгоритмы обработки звука и (в идеале) специально написанный или адаптированный контент. Но даже с обычной музыкой, переданной по Bluetooth из стримингового сервиса, звучание ошеломляет.

Даже с разложенным третьим рядом сидений багажник не превращается в ещё один бардачок
Не хватает лишь глубокого подполья, куда можно было бы положить провода для зарядки от сети. Видимо, предполагается, что подзаряжаться автомобиль почти всегда будет на месте постоянной парковки
Для удобства погрузки багажа заднюю подвеску можно опустить на 50 мм. Вся трансформация салона электрифицирована и тщательно продумана
Например, если складыванию третьего ряда мешает сильно отодвинутый назад второй, то представляющие собой помеху сиденья автоматически отъедут вперёд
Трёхступенчатый раздельный подогрев для… третьего ряда? Почему бы и нет

Слушатель будто попадает в око звукового урагана: вокруг с невероятной мощью кружатся партии инструментов — каждая на своём удалении и высоте. Скрипучие стоны виолончели, валящий с ног бас, густая электронная бочка, звон тарелочек и вокал, будто раздающийся прямо внутри головы — знакомая музыка любых жанров открывается по-новому, более пронзительно и ярко, чем прежде. А сидящих на втором ряду счастливчиков пробирают ещё и спецэффекты от встроенных в кресла вибромодулей, усиливающих восприятие низких частот (как в S-Классе W223). Ничего подобного в автомобилях я прежде не ощущал.

А теперь представьте, какая вычислительная мощность нужна, чтобы обеспечивать одновременную работу такого количества электроники? Когда дисплеи со сверхвысоким разрешением параллельно строят трёхмерные сцены, в несколько потоков работает стриминг контента из интернета, а автомобиль почти самостоятельно движется в сложном трафике. Для этого в Li L9 установлен чипсет с двойным процессором Snapdragon 8155, 24 Гб ОЗУ и 256 Гб ПЗУ — описание возможностей этого «железа» покрывает все задачи, которые только можно вообразить на борту автомобиля.

Но это ещё не всё: за работу автопилотного комплекса отдельно отвечает пара контроллеров NVidia Orin-X, разработанных специально для этих целей и обладающих невероятной мощностью 508 Терафлопс — это в 50 раз больше, чем у игровых консолей последнего поколения. Компьютер обрабатывает информацию, поступающую от 11 камер и 12 ультразвуковых сенсоров, а также лидара высокой чёткости на крыше со 128 лазерными лучами и миллиметрового волнового радара.

Так упрощённо выглядит дорога «глазами автомобиля»
Находясь в правых рядах МКАД, L9 видит даже машины на встречном направлении многополосной магистрали
Проекционный экран цветной, но во избежание пестроты картинка на нём почти всегда монохромная
Самый информативный «мультфильм» показывает центральный дисплей: заслуживающие внимания события выделяются цветом и анимацией
Угол обзора можно менять в реальном времени, просто водя пальцем по экрану
Графика работает очень плавно и быстро: виртуальное пространство полностью синхронизировано с реальностью за стёклами салона
Интересно изображены грузовики — это так называемая схема Chinese six, когда спереди две управляемые оси, а сзади одна ведущая. Такие грузовики с колёсной формулой 6х2 популярны в Китае, но изобретены были ещё тогда, когда там вообще не было автомобильной промышленности. А своё название, по одной из версий, получили во времена, когда британцы всё странное и необычное называли «китайским»

Софт обучен распознавать аварийные автомобили, дорожные работы, просчитывать внезапные пересечения траекторий и принимать на основе этих данных решения на дороге. Только вот оценить все способности автопилота пока не удалось из-за отсутствия перевода и ограниченного времени теста. Но уже то, как детально, точно и далеко видит окружающую обстановку Li L9, производит сильное впечатление.

Водителю эта визуализация нужна в основном для того, чтобы заглянуть за ширму пугающих непредсказуемостью технологий. Словно находясь в «режиме разработчика», лучше понять возможности и действия автомобиля, начать ему доверять. И всё это выглядит перспективно и круто, но пока что как будто ещё сыровато: безопасно двигаться на автоматическом круиз-контроле в суетливом предновогоднем трафике мне не удавалось — то и дело приходилось вмешиваться в управление.

Диапазон перемещения пневмоподвески — 80 мм. Есть «режим спасения» для бездорожья и занижение для облегчения посадки в салон

Но вообще, изначально не очень-то и хотелось отдавать контроль над этой машиной искусственному интеллекту. Потому что силы разработчиков не закончились на развлекательной части, и L9 оказался очень хорош сугубо как транспортное средство, обычный автомобиль. У него так классно настроены все органы управления, что даже простое вождение приносит глубокое удовлетворение.

Этот гигант так живо откликается на обладающий приятным, по-рейнджевски «увесистым» усилием руль. Реагирует без запаздываний и кренов, как будто нет в нём 2,5 тонн массы. Акселератор позволяет сверхточно, буквально по проценту дозировать тягу, а обратная связь педали тормоза отчётливо разграничивает замедление за счёт рекуперации и силами колодок и дисков.

Это тот редкий автомобиль, где изменение настроек электроусилителя руля сделано не для галочки и работает безупречно: каждый из режимов имеет практический смысл в соответствующих условиях
Система стабилизации не отключается (можно лишь немного ослабить), поэтому похулиганить не даст. Но настроена электроника грамотно: надёжно, ненавязчиво и даже даёт подкрутить автомобиль тягой внутрь поворота
Интенсивность рекуперации регулируется, но в этом нет смысла. Даже на максимуме ездить «в одну педаль» не получится, а вот выбирать меньшую степень просто незачем — удобства управления это не прибавит, а запас батареи истощится быстрее

Li L9 будто угадывает желания и едет именно так, как от него ожидаешь. При этом не отвлекая и не перегружая водителя информацией. А главное, что не нужно думать о том, какая сложная гибридная система работает в недрах кузова и какой режим выбрать — по умолчанию силовая установка не требует внимания и почти всегда ведёт себя одинаково.

В отличие от Voyah Free, имеющего привод аналогичного типа, у Li L9 характер при полной и пустой батарее отличается не так значительно. А запуск ДВС совсем незаметен в салоне благодаря сбалансированной 4-цилиндровой схеме и хорошей виброизоляции. Вы просто всегда двигаетесь с одним и тем же уровнем комфорта и уверенности в возможностях автомобиля.

Пневмоподвеска работает «дорого», эффективно разглаживая почти любую дорогу. Большинство дефектов покрытия вообще не ощущаются телом, будто под колёсами ровный асфальт. В комфортном режиме плюшевость шасси оборачивается лишь чуть большей раскачкой, а в плотном «спорте» подвеска всё равно сохраняет бесшумность и деликатность работы

В отличие от того же Voyah Free, у L9 изначально нет запредельной динамики. Но и этих 5,3 секунды до сотни достаточно, чтобы получить эйфорию от мощного «электрического» ускорения. И даже когда батарея на исходе, в большинстве ситуаций хватает доступного всегда мгновенного подхвата, пусть за ним и не следует впечатляющего разгона. Не надо переживать о недостатке тяги — её всегда ровно столько, чтобы было достаточно. Невольно вспоминается марка Rolls-Royce, традиционно использовавшая эту характеристику в графе мощность.

Инфографика для пытливых умов и контрол-фриков: синим обозначена энергия от ДВС, зелёным от батареи, а направление движения (зарядка или разрядка) в реальном времени показывает анимация. Цвет следов от колёс означает тип энергии, который приводит их в настоящий момент
Бензиновый двигатель может питать электромоторы (по одному или сразу оба) или заряжать батарею или делать это одновременно в разных комбинациях. Зарядка может также идти от рекуперации от электромоторов на каждой оси — опять же одновременно или только одним из них. В свою очередь, батарея также питает электромоторы: когда вместе, а когда по отдельности
Режим работы силовой установки выбирается в настройках главного меню или в быстром виджете на том же экране
Но проще прибегнуть ко всплывающему меню сенсорной «приборки»

Конечно, при желании можно выйти за рамки автоматического гибридного режима и самостоятельно задать приоритеты работы силовой установки: максимальное использование бензинового двигателя-генератора (отдельная галочка включает усиленную зарядку батареи, пока в ней не накопится 80%) или движение на чистом электричестве (есть расширенный электрорежим «до последнего электрона», который не рекомендуется применять без необходимости).

Это позволит сделать наблюдения: в режиме приоритета ДВС в пробке бензиновый двигатель в одиночку крутит только задний электромотор; если порезче нажать на газ, то ДВС запитает и переднюю ось, а к вращению задней подключится батарея; рекуперация чаще происходит передним электромотором, чем задним; батарея чаще подключается к питанию задней оси, чем передней. Неизменно одно: когда в батарее останется меньше 20 процентов заряда, бензиновый двигатель станет запускаться регулярно.

ДВС-генератор — собственной разработки Li Xiang: 1,5 литра турбо, 4 цилиндра, 154 л.с. и КПД 40,5%.
Двигатель внутреннего сгорания работает на 95 бензине и питается из бака объёмом 65 литров
Быстрая зарядка до 80% от источника 75 кВт занимает 30 минут, а медленная (7 кВт) до 100% — 6,5 ч

На практике подобная силовая установка даёт хорошую автономность и приемлемый расход топлива при достаточной динамике. Китайский язык в меню не позволил подробно проанализировать статистику, но заявленный расход бензина при движении с участием ДВС — 5,9 литра по китайскому циклу CLTC. Менее оптимистичная глобальная методика WLTC — это плюс примерно 20 процентов, то есть 7,5 литра. В реальности получается ещё минимум на треть больше, то есть около 10. И всё равно неплохо для 6-местного внедорожника массой 2,5 тонны с кинотеатром на борту.

В памяти тестового автомобиля были сохранены данные: 11,8 л и 30 кВт∙ч на 100 км за 625 км. Но неизвестно, как часто за это время заряжали автомобиль и в каком режиме ездили. Электрический запас хода на батарее ёмкостью 44,5 кВт∙ч (примерно вдвое меньше, чем в полноценных «электричках») в российских зимних условиях — приличные 80–100 километров. Поэтому при ежедневной езде и регулярной зарядке от сети теоретически можно вообще не расходовать топливо. А в дальних поездках визиты на заправочные станции не станут обременительно частыми.

Помимо L9, в гамме есть [L8 и L7](https://motor.ru/news/li-l8-l7-30-09-2022.htm). Они компактнее и доступнее, чем L9, но почти идентичны с ним снаружи, в салоне и силовой установкой. Помимо размеров (L8 укороченный, а L7 ещё меньше и лишён третьего ряда), эти модели имеют упрощённые комплектации. Всё как со смартфонами, когда разные версии одного флагмана выглядят одинаково, а отличаются диагональю, камерой и немного — набором возможностей

Самое удивительное в Li L9 — это сбалансированность, которой не хватает большинству китайских моделей. Он сделан с перфекционизмом, и при всей своей сложности очень дружелюбен к пользователю. И вот вы уже не заметили, как отвыкли отпирать-запирать двери или запускать двигатель: подошли, сели, поехали. Цифровой «диcнейленд» на борту воспринимаете как должное, а меньший комфорт в равных по стоимости моделях вызывает недоумение. Общий язык с навороченным L9 находится интуитивно, а среди многочисленных техночудес — минимум бесполезных или неудобных. Планка задана очень высокая, и теперь я с любопытством жду встречи с китайским автомобилем, который сумеет поднять её ещё выше. /m

Редакция благодарит за предоставленный на тест автомобиль компанию «Нео Карс» («Тринити Авто»).
Машина Li L9 Max
Нравится Высочайший комфорт, простота в обращении, развлекательные возможности, удобная силовая установка
Не нравится Отсутствие локализации, неочевидность реальной пользы от крутого автопилота
Вердикт Китайская премия не ошиблась
Двигатель электрический, по одному на обеих осях
Трансмиссия отсутствует
Цифры 5,3 с; 180 км/ч
Вес 2520 кг

Подробные технические характеристики

Li Auto L9
Тип двигателя электрические, по одному на передней и задней оси
Макс. мощность, л.с. 449
Макс. момент, Нм/об/мин 620
Тип привода полный
Коробка передач отсутствует
Передняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, многорычажная
Габариты (ДхШхВ), мм 5218х1998х1800
Колесная база, мм 3105
Снаряженная масса, кг 2520
Объем багажника, л 242–640
Разгон 0–100 км/ч, с 5,3
Макс. скорость, км/ч 180
Запас хода, км 1100 (комб WTLC) / 180 электро WTLC
Объем тяговой батареи, кВтч 44,5
Цена, руб. от 8 800 000

 

Ссылка на первоисточник
наверх