На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авто - Мото - Новости

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • uriush59
    Интересно, чем таким неизведанным оснастят субару свою BRZ, чтобы она стала еще более дерзкой? И куда уж более, машин...Компания Subaru г...
  • Николай Калашников
    Работа мотора напоминала выхлоп очень древней старушки, мотор настройки практически не держал. Железо кузова сгничал...1994 ЗАЗ 968 «Зап...
  • Герасим
    Клубный сервис сомнительный разборщик в последнее время, а вот гранд витара да, машина неубиваемая, едет хорошо по лю...Внедорожники до м...

Дом удивительных машин: главные экспонаты музея ЗИЛ

За свою долгую и насыщенную историю завод ЗИЛ выпускал как представительские броневики для высших лиц государства, так и суровые рабочие грузовики, трудившиеся на великих стройках коммунизма. А чего стоят невероятные ЗИЛовские проекты вездеходов, которые до сих пор поражают воображение своими инженерными задумками?

И вот какую-то часть этой истории теперь можно увидеть в бесплатном музее ЗИЛа в московских Сокольниках. Вокруг забытые эскизы, макеты и раритетные модели АМО, ЗИЛ, ЗИС — завод не раз менял свое название. Так что же здесь есть интересного?

### ЗИЛ-49065 «Синяя птица» Этот вездеход был создан в семидесятых годах для поиска и эвакуации экипажей советских космонавтов. В моменты непогоды, когда использование поисковых вертолетов было невозможно, вперед выдвигалась команда спасателей на таких 10-метровых монстрах, которые могли добраться до нужной точки даже вплавь.
Илья Фролов
Задняя часть ЗИЛ-49065 по сути представляет собой жилой блок, где есть всё необходимое для выживания в самых дальних уголках страны и даже лечения пострадавших — люк в заднем борту, например, служит для загрузки носилок. С концом СССР «Синяя птица» продолжила заниматься привычной работой, просто перейдя на баланс спасателей МЧС. У нас есть [подробное видео](https://motor.ru/lab/samyi-dorogoi-zil.htm) об этом экзотическом вездеходе.
Илья Фролов
### ЗИЛ-2906 «Шнекоход» Ввиду того, что проходимость «Синей птицы» была высокой, но не безграничной, конструкторы ЗИЛа постоянно экспериментировали с вездеходом, который мог бы проехать или проплыть вообще везде. ЗИЛ-2906 «Шнекоход» — одна из таких удачных и необыкновенно эффектных попыток.
Илья Фролов
В период с 1980 по 1991 годы на ЗИЛе выпустили пять таких шнекоходов, и одна из «Синих птиц» просто возила такой вездеходов на себе. Когда дороги заканчивались ЗИЛ-2906 сгружали краном, и он продолжал спасательную операцию. А вот на асфальте шнеки оказались совершенно бесполезными. О шнекоходе у нас тоже есть [отдельное видео](https://motor.ru/lab/sovetskii-korol-vezdekhodov.htm) — и это куда более крупная модель ЗИЛ-4904.
Илья Фролов
### ЗИЛ-135Ш А это проект гигантского транспортера-тяжеловоза для перевозки частей самой большой советской ракеты Н-1, которая должна была доставить космонавтов на Луну. Высота Н-1 превышала 100 метров, и в качестве шасси транспортера использовались стойки шасси авиалайнера. К сожалению, проект не был реализован из-за неудачных пусков и конца лунной гонки. Скорее всего, макетчики изобразили ЗИЛ-135Ш, несущий элемент топливной системы Н-1.
Илья Фролов
### ЗИЛ-3906 Аэролл А это не менее сумасшедшая на вид поптыка создать альтернативу тому самому шнекоходу. Вездеход ЗИЛ-3906 Аэролл тоже мог передвигаться на борту «Синей птицы» и выгружаться перед непролазным бездорожьем. В этот раз инженеры ЗИЛа вместо шнеков попробовали использовалась гибрид гусеницы и колес. И если шнекоходы в мире еще кто-то производил, то эта конструкция просто уникальна.
Илья Фролов
По бортам Аэролла есть ведущие звездочки, на которые натянуты толстенные цепи, и уже на них нанизаны 26 небольших, но очень широких колес. На ЗИЛе этот тип вездехода назвали автомобилем с пневмокатковой цепью. К сожалению, из-за высоких нагрузок перспективная ходовая часть рассыпалась на испытаниях и в конечном итоге не выдержала конкуренции со стороны шнекохода, хотя тоже была всеядна и не боялась снега и болот. Хотите подробный видеообзор Аэролла? [Он здесь](https://motor.ru/lab/zil-3906-mnogonozhka-iz-sssr.htm).
Илья Фролов
### Аэродромный автобус А этот 120-сантиметровый макет был одной из последних работ дизайнеров завода в середине девяностых годов. Обращают на себя сдвоенные двери, которые выдают в нем аэродромную технику или так называемый перронный автобус. Первый российский автобус такого типа, НЕФАЗ-5299-40-52, появился только в 2017 году.
Илья Фролов
### ЗИЛ-41052 Последний серийный ЗИЛовский лимузин в версии скрытого бронирования. Бронекапсулы для них, выпускавшиеся в атмосфере секретности на Курганском военном заводе, доводили массу автомобиля до 5 500 кг. Для исключения внештатных ситуаций у ЗИЛ-41052 две системы зажигания, два аккумулятора, продублированы и другие жизненно важные системы. А если тяжелые нагрузки могли привести шасси автомобиля в негодность, то его могли «обновить»: выкинуть все внешние детали и переставить бронекапсулу на новый ЗИЛ. В итоге капсул выпущено меньше, чем самих броневиков.
Илья Фролов
### Стенд материалов СССР Здесь же по соседству сохранился заводской стенд, где представлены варианты отделки представительских ЗИЛ-115, ЗИЛ-117 и даже микроавтобусов ЗИЛ-118. И по нему можно оценить всё разнообразие продукции легкой промышленности СССР. Здесь и шерстяные ковры из южных республик, и разнофактурная кожа, и ткань, а заодно варианты набивки диванов, на которые садились самые высокопоставленные пассажиры.
Илья Фролов
### ЗИС-110П Казалось бы, просто ЗИЛ-110, но буква П в индексе меняет многое. Сейчас полным приводом в классе представительских автомобилей никого не удивишь, а тогда этот ЗИС был уникальным единорогом для езды первых лиц страны в любых условиях. Из минусов: расход бензина 110П доходил до 60 литров на 100 километров, так что конструкторам пришлось заметно увеличить топливный бак.
Илья Фролов
### ЗИЛ-118 «Юность» А вот и аналог сегодняшнего [Aurus Arsenal](https://motor.ru/news/aurus-arsenal-otts-11-09-2021.htm): советский микроавтобус 1966 года для обслуживания правительства и дипломатов. Интересно, что ЗИЛ-118 «Юность» использовал ЗИЛовские агрегаты как от легковых автомобилей, так и от грузовиков. Например, двигатель V8 тут от ЗИЛ-130, а трансмиссия уже от представительского ЗИЛ-111. В 1967 году на выставке в Ницце «Юность» получила 12 наград.
Илья Фролов
### ЗИЛ-3207 «Юность» Здесь же по соседству стоит поздняя версия модели «Юность», которую штучно выпускали в течении 30 лет. Конкретно этот микроавтобус покинул ворота ЗИЛа последним в 1998 году, и фары от Жигулей на него поставили именно на заводе.
Илья Фролов
### ЗИЛ-41041 Кабриолет А это парадный кабриолет для поездок по Красной площади образца 2009 года. Когда-то мы даже сделали о нем [отдельный материал](https://motor.ru/reports/zil.htm). Автомобиль собран на агрегатах лимузинов ЗИЛ на спецпроизводстве ГАЗа и имеет ряд узлов и даже деталей интерьера General Motors. Обычно машина использовалась раз в году, но всё-таки имеет рабочий матерчатый верх.
Илья Фролов
### АМО Ф-15 Поздний экземпляр 1929 года самого первого советского грузовика АМО Ф-15. Амо расшифровывается как Автомобильное московское общество — эта дореволюционная фирма была по сути прародителем ЗИЛа. В основе Ф-15 лежал грузовик Fiat 1913 года, но в тот момент СССР была нужна любая тяжелая техника. Автомобиль хранился на заводе и был отреставрирован в 1980-х годах.
Илья Фролов
### ЗИС-5 Еще один заводской раритет, отреставрированный когда-то вместе с АМО Ф-15. Это ЗИС-5 1947 года, выпущенный уже под более знакомым именем Завода имени Сталина (чуть позже он станет Заводом имени Лихачева). Наряду с «Полуторкой»‎ ГАЗ-АА этот ЗИС был самым массовым советским грузовиком 30–40-х годов: выпущено почти 600 тысяч экземпляров. Мощность 73 силы, максимальная скорость 60 км/ч. В глубоко модернизированном виде этот грузовик прожил аж до 1965 года под именем УралЗИС-355М.
Илья Фролов
### Макет рестайлинга ЗИЛ-432930 Попыткам косметически обновить устаревающую технику должна быть посвящена отдельная глава российской автомобильной истории. В данном случае хорошо видно, как дизайнеры хотели оживить экстерьер не самого современного зиловского грузовика при полном сохранении оригинальной кабины.
Илья Фролов
### Макет рестайлинга ЗИЛ-4331 Еще один пластилиновый макет рестайлинга ЗИЛ-4331: пластиковый капот, крылья и бампера нового дизайна должны были обновить устаревшую еще при рождении кабину. В дизайне чувствуется влияние американских грузовиков того периода. Фары, судя по макету, планировали ставить от «Газели».
Илья Фролов
### ЗИЛ-4102 «Раиса» Этот красавец мог стать основным лимузином Михаила Горбачева, а затем и Бориса Ельцина. При этом перспективная модель имела несущий кузов и независимую подвеску — всё это было новым для чопорных ЗИЛовских лимузинов.
Илья Фролов
Единственный сохранившийся прототип ЗИЛ-4102 получил прозвище в честь Раисы Горбачевой, а его запуску в производство помешали события 1991 года — всем стало не до автомобилей. Подробный видеообзор этой модели [можно посмотреть здесь](https://motor.ru/lab/poslednii-limuzin-sssr.htm).
Илья Фролов
### Honda N360 Эта Honda выпускалась на рубеже шестидесятых и семидесятых — и, говорят, была в своё время подарена ЗИЛу японцами. В конечном итоге её использовали для разъездов по огромной территории завода, которая теперь превратилась в огромный жилой комплекс. Но, проезжая по Третьему транспортному кольцу в Москве, вы всё же можете увидеть сохранившуюся центральную проходную ЗИЛа.
Илья Фролов
### Заводской грузовичок Ещё один представитель заводской техники: грузовичок для разъездов по территории ЗИЛа. Такие эрзац-транспортные средства для выполнения каких-нибудь специализированных задач можно встретить практически на любом большом предприятии.
Илья Фролов
### Тарелки и холодильники ЗИЛ Помимо автомобилей ЗИЛ выпускал и знаменитые холодильники. В музее представлено много перспективных макетов и эскизов порой неожиданной продукции. Что вы, например, скажете про кухонные наборы Елена и Хозяюшка? А проекты перспективных холодильников ЗИЛ девяностых годов легко вписались бы и в современные дома.
Илья Фролов
### Кабинет Виталия Грачева В музее нашлось место и кабинету именитого конструктора Виталия Грачева. Интерьер призван передать атмосферу времен расцвета ЗИЛа. Первой работой Грачева стал грузовик повышенной проходимости ГАЗ-ААА, а дальше из-под его карандаша вышли десятки серийных грузовиков и вездеходов. Те самые машины на шнеках и пневмокаткатках, «Синие птицы» и зиловские грузовики и ракетовозы. Но главное — это не всё, что вы можете увидеть в музее: за кадром остались десятки экспонатов.
Илья Фролов

За свою долгую и насыщенную историю завод ЗИЛ выпускал как представительские броневики для высших лиц государства, так и суровые рабочие грузовики, трудившиеся на великих стройках коммунизма. А чего стоят невероятные ЗИЛовские проекты вездеходов, которые до сих пор поражают воображение своими инженерными задумками? И вот какую-то часть этой истории теперь можно увидеть в бесплатном музее ЗИЛа в московских Сокольниках. Вокруг забытые эскизы, макеты и раритетные модели АМО, ЗИЛ, ЗИС — завод не раз менял свое название. Так что же здесь есть интересного?

 

Ссылка на первоисточник
наверх