Каждый год я агитирую читателя познакомиться с этим захватывающим спортивным сериалом. Начав следить за российскими гонками, вы забудете о Формуле 1 — страстей и интриг здесь не меньше, а места, герои и техника максимально близки к нашей реальности. Это автодромы, куда каждый может приехать и увидеть гоночное шоу своими глазами.
Пилоты, которые в обычной жизни зарабатывают на своё хобби в компаниях, продуктами и услугами которых мы все пользуемся. Болиды, сделанные из Вест, Поло и Солярисов, которые в изобилии ездят вокруг. Всё это сплетается в гоночную вселенную, наблюдать за событиями которой становится с каждым сезоном всё интереснее.Каждый год я агитирую читателя познакомиться с этим захватывающим спортивным сериалом. Начав следить за российскими гонками, вы забудете о Формуле 1 — страстей и интриг здесь не меньше, а места, герои и техника максимально близки к нашей реальности. Это автодромы, куда каждый может приехать и увидеть гоночное шоу своими глазами. Пилоты, которые в обычной жизни зарабатывают на своё хобби в компаниях, продуктами и услугами которых мы все пользуемся. Болиды, сделанные из Вест, Поло и Солярисов, которые в изобилии ездят вокруг. Всё это сплетается в гоночную вселенную, наблюдать за событиями которой становится с каждым сезоном всё интереснее.
Однажды мне даже посчастливилось самому проехать один этап этих гонок благодаря проекту АвтоВАЗа и Lada Sport ROSNEFT. А сейчас расскажу о главных нововведениях и сюжетах нового сезона и подсвечу самые важные интриги, с пониманием которых болеть за команды и пилотов станет намного интереснее.
Возможность пообщаться с пилотами и сотрудниками чемпионата и собрать для вас всю эту информацию из первых рук дала всё та же заводская команда АвтоВАЗа, пригласившая «Мотор» на первый этап РСКГ в Сочи.Григорий Голышев

Владимир Миро

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Марат Даминов

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Марат Даминов

Григорий Голышев

Марат Даминов

Разделение на Туринг и Эндуранс
В последние годы среди участников набирал популярность формат длинных гонок на выносливость — во всём мире они обозначаются словом endurance. Поэтому в новом сезоне их выделили в отдельный одноимённый под-чемпионат со своим календарём. А традиционные короткие заезды Российской серии кольцевых гонок назвали словом… Туринг. Умудрившись запутать даже меня — ведь это слово в российском кольце всегда означало не серию, а топовую категорию. Которая отныне переименована в TCR Russia.

Полноценный календарь Эндуранса вырос из длинной гонки Akhmat Race, которая с 2017 года проводилась совместно с этапом РСКГ на автодроме Крепость Грозная. Теперь таких заездов на выносливость будет целых четыре за весь сезон: сначала 3-часовая гонка, потом две 4-часовых и на десерт 6 часов в Сочи. Пилоты едут экипажами, сменяя друг друга примерно раз в один час. Состав участников «Эндуранса» во многом пересекается с «Турингом», но есть и уникальная техника, и едущие только такие гонки пилоты.
Марат Даминов

Марат Даминов

Марат Даминов

Марат Даминов

Марат Даминов

Турбоэра в Туринг-Лайт
Хороший баланс скорости машин и стоимости участия сделал класс Туринг-Лайт привлекательным для широкого круга гонщиков — от вчерашних новичков до ветеранов. Но многим пилотам не хватало возможностей атмосферных моторов 1.6 при разумной с точки зрения надёжности форсировке этих агрегатов. Поэтому среди команд уже несколько лет обсуждался переход на наддувные двигатели, который полноценно начался только в этом сезоне. Сейчас в классе наступает своеобразная турбоэра, словно в Формуле 1 конца 1970-х.
Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

На старте первого этапа уже около половины участников были с турбомоторами под капотом. Помимо седанов Polo второго поколения это были три Audi A1 (эта модель никогда прежде не участвовала в российском кольце) и даже один… Kia Rio X-Line! Отныне регламент разрешает даже такие дерзкие «свапы», и команда немало намучилась с этим кентавром, как прозвал автомобиль комментатор Антон Ширяев, прежде чем кастомные опоры двигателя наконец стали выдерживать нагрузки. Резоном для столь трудозатратной постройки стало стремление получить тягу и надёжность мотора Volkswagen на сбалансированном и настроенном шасси Kia.

Марат Даминов
Легализация турбо привела в класс новые модели машин, новые инженерные решения и интригу — как это всё в итоге будет работать. И тем интереснее, что на первом этапе не случилось ожидаемого тотального доминирования наддувных машин. Часть «турбо» ехала медленнее части «атмо», и эту ситуацию нельзя объяснить лишь качеством пилотажа. Факторов много: например, считается, что корейские шасси более сбалансированы, чем немецкие. По крайней мере пока использующие «турбо-ВАГи» команды не успели изучить все настройки подвески своих новых болидов.
Григорий Голышев

Марат Даминов

И такая ситуация с отсутствием явного преимущества в скорости наддувных машин может продлиться ещё несколько этапов: на менее скоростных и более «поворотистых» трассах «турбо» будет иметь темп за счёт двигателей, а «атмо» — благодаря отточенным настройкам шасси. Audi A1 вроде бы должна сочетать тяговитость Polo и юркость Kia/Hyundai, но её ещё ни в одной команде не научились толком настраивать — всем требуется больше тестов.
Ещё один фактор неизвестности при переходе на турбо — как судьи будут «душить» эту технику для выравнивания баланса производительности. Когда какие-то машины едут сильно быстрее других, их замедляют рестрикторами и довесами, и часто на протяжении некоторого времени эта ситуация бывает не в пользу нового. Часть пилотов Туринг-Лайт остались на старой технике ещё и по этой причине.

Григорий Голышев
Toyota против AMG в GT4
В «любительско-олигархическом» и одновременно самом мощном и дорогом классе GT4 выступают полупрофессиональные гонщики, большинство из которых — обеспеченные бизнесмены. Здесь с самого основания категории была гегемония Мерседесов, но в этом году почти половина пелетона стала состоять из Toyota Supra.
Во-первых, Супры оказались конкурентоспособными. Во-вторых, они дешевле, чем Mercedes-AMG GT (да, здесь тоже считают деньги). А в-третьих, гоночные Мерседесы оказалось непросто купить и даже обслужить и отремонтировать — превышающий предложение спрос по всему миру породил очереди и квоты.
Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Первый этап показал, что Supra — не «читмобиль» и не «самовоз», вопреки звучавшей в паддоке гипотезе. А ешё самые опытные пилоты класса все выступают на Mercedes-AMG. В том числе поэтому лучший результат гонщика на Toyota Supra (это был Дмитрий Гвазава) — только 7-е место по итогам уикенда. Да и весы пресловутого bop (balance of performance) пока всё ещё в процессе поиска своего равновесия. Кстати, в старших классах РСКГ помимо довесов и рестрикторов применяется ещё регулировка дорожного просвета, от которого зависит способность аэродинамики генерировать действующую на шасси прижимную силу.



Смогут ли «жёлтые» снова взять «Туринг»?
Триумфатор 2020 и 2021 года в личном и командном зачётах — Lada Sport ROSNEFT — так жаждет вернуться к победам, что выставляет в этом сезоне сразу три машины в топовом классе чемпионата — TCR Russia. Кирилл Ладыгин, Владимир Шешенин и Иван Чубаров едут на прошлогодних машинах, которым добавили в основном выносливости.
В то же время многие конкуренты усилились свежей техникой: например, Павел Кальманович выкатил новейшую версию Audi RS3 LMS, а Алексей Дудукало впервые в российских гонках вывел на старт Hyundai Elantra TCR. Темп лидеров класса прямо со старта сезона оказался таким плотным, что предсказать дальнейшее развитие событий невозможно. И тем интереснее будет смотреть Туринг! Простите, TCR Russia.
Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Владимир Миро

Как поехала новая техника класса? Экзотический седан Hyundai пока не показал темп даже в руках опытнейшего Дудукало, а новейшая RS3 ехала в одном темпе с Вестой — во второй гонке Lada Владимира Шешенина всю дистанцию провисела на корме Audi Павла Кальмановича. Правда, Шешенин так хотел борьбы за первые места, что в обеих гонках уикенда исполнил фальстарт!
Но силами его напарников Кирилла Ладыгина и Ивана Чубарова коллектив АвтоВАЗа всё же увёз с этапа лидерство в командном зачёте. А также, к сожалению, сильно повреждённый автомобиль Ладыгина, которому досталось во второй гонке из-за ошибки Льва Толкачёва.





Весты против старых японцев в Супер-Продакшн
Пожалуй, самый неоднозначный класс в чемпионате. Наиболее вольный в плане регламента и в то же время стабильный до степени стагнации в том, что касается техники и участников. Из года в год там заводские вазовские турбо-Весты (в которых, в отличие от туринговых, даже мотор свой, а не Renault) борются с немолодыми Honda Civic разных старых поколений, а также с Subaru BRZ, старыми Mazda3 и неизменным Volkswagen Scirocco. Эти машины строят и обслуживают небольшие частные коллективы.
Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Сейчас интрига в том, что к новому сезону силы выровнялись настолько, что большинство участников может претендовать не только на подиум, но и на победу! Это подтвердил первый этап: хотя пилоты Лады и уехали лидерами как в личном (Михаил Митяев), так и в командном зачёте, соперники едва ли отстали. Частники на японской технике выдали очень впечатляющий темп и продемонстрировали хороший потенциал для побед. Уже традиционно команде Lada стоит поискать резервы скорости, а соперникам — надёжности.

Григорий Голышев
Кризис S1600
Самая доступная для участия категория ещё пару лет назад была под завязку забита заявками на старт, а теперь в ней соревнуются всего 10 пилотов. Кузницей кадров для S1600 был юниорский класс, который ныне упразднён в отсутствие кворума. Молодёжь предпочитает ездить развивающихся региональных сериях вроде NLS или Кубка республики Татарстан по АКГ.
Это более дешёвый и простой способ пересесть из карта в «кузов», при этом получая сопоставимый с РСКГ опыт на аналогичной технике. Также наметился тренд прихода новичков (не обязательно молодых) сразу в более быстрые классы — например, Туринг-Лайт или Супер-Продакшн. Туда же ушли «на повышение» многие завсегдатаи S1600.

Григорий Голышев
Есть и категория пилотов, которые вообще покинули гонки, потому что приходили в доступный «Национальный» просто попробовать. Сейчас в S1600 обращают на себя внимание шустрые подопечные юного, но уже титулованного играющего (в TCR Russia) тренера Рустама Фатхутдинова. В этом сезоне у него появилась своя команда ALGA (в переводе с татарского — только вперёд), представленная в S1600 сразу четырьмя машинами!
То есть ALGA — это почти половина участников класса. При этом в числе воспитанников Рустама — как 15-летний Владимир Лобачёв, так и мастер спорта международного класса Татьяна Елисеева. Кстати, эта опытная пилотесса здорово прибавила в темпе именно по итогам своего первого выступления за коллектив из Татарстана.
Марат Даминов

Марат Даминов

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Григорий Голышев

Ещё больше гоночного разнообразия
Ещё одна категория, перетянувшая на себя внимание начинающих карьеру пилотов — класс CN/Спортпрототип, где основную массу машин составляют отечественные Шорткаты. На старте сезона в ней уже есть 19 заявок! Сочи — трасса, на которой короткие туринг-гонки в этом классе календарём РСКГ не предусмотрены. Но с таким количеством пилотов мы точно можем ожидать много зрелищной борьбы на всех предстоящих этапах, где поедут прототипы.
Кроме того, организаторами впервые анонсированы даже три этапа для класса Формула 4! Правда, с заявками пока не густо. Аналогичная ситуация и с так и не получившим популярности Тайм-Аттаком. А вот Historic Cup оказался востребован — гонки Жигулей и других «старичков» пройдут в этом году Смоленске и Питере.
Григорий Голышев

Григорий Голышев

Марат Даминов

Григорий Голышев

Марат Даминов

Григорий Голышев

Есть в чемпионате и неочевидные новости и тенденции, которые были озвучены не для печати. Их последствия станут заметны по ходу сезона и могут осложнить жизнь участникам и организаторам, но зритель в любом случае не проиграет — просто будет больше внезапных событий и неожиданных изменений в турнирной таблице.
Но пусть второстепенные факторы не перевешивают в этой борьбе и победят всё равно сильнейшие. А организаторам я пожелаю преуспеть с продвижением серии: зовите блогеров, раскладывайте листовки в отелях, развешивайте по городам баннеры — этот автоспортивный праздник заслуживает того, чтобы его смотрели не только семьи и друзья гонщиков. /m
Свежие комментарии